Рис. 1. Изготовленная жесткая сварная конструкция

Автор: А.А. Ахметов, В.П. Мартыненков (ОАО «Уфаоргсинтез»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №4/2014

Для нефтехимического производства, доставшегося в наследство от СССР, с насосно-компрессорным оборудованием выпуска 1950–1960 гг., характерны высокий уровень энергопотребления и невысокий уровень надежности. По статистическим данным, на предприятиях отрасли эксплуатируется до 60% насосов сроком службы более 30 лет. Замена оборудования современным и энергоэффективным происходит медленно, в основном идет единичная замена физически изношенного оборудования.

Перевод насосно-компрессорного оборудования с ППР на обслуживание по фактическому состоянию показывает, что для обеспечения надежности технологических процессов необходимо модернизировать существующее оборудование или его заменять.

Рис. 1. Изготовленная жесткая сварная конструкция
Рис. 1. Изготовленная жесткая сварная конструкция

К сожалению, качество выпускаемого оборудования в странах СНГ со временем не улучшается, многие заказчики и разработчики проектов ориентируются на импортные аналоги, а для того, чтобы защититься от покупки некачественных оборудования и материалов, предприятия вынуждены организовывать систему входного контроля.

В данной статье приведены несколько выборочных примеров поступления в ОАО «Уфаоргсинтез» недоработанного оборудования некачественных подшипников, обнаруженных лабораторией вибродиагностики в результате входного контроля, за три года.

Насосы НК 210-200 (новые).

После монтажа и последующего первого пуска значения вибрации (СКЗ виброскорости) на узлах агрегата составляли от 7 до 9,5 мм/с.

Была обнаружена проблема в опорной системе электродвигателя. Поверочная линейка качалась на плоскости установки электродвигателя, пришлось убирать прогибы на чугунной раме высотой 0,4 мм.

Насосные агрегаты НК 65/35-240 и НПС 120/65-750 (новые). Первый пуск – определился дефект подшипников насоса, который подтвердился при проверке подшипников на стенде ВНИПП-508. В результате пришлось заменить подшипники насоса новыми. Кроме того, электродвигатель был закреплен через нежесткую сварную конструкцию к раме, и после первого пуска значения вибрации (СКЗ виброскорости) составляли от 6 до 10 мм/с. Была произведена замена предыдущей конструкции жесткой (рис. 1). При этом много времени ушло на дискуссии с поставщиками и ремонт.

Два электродвигателя мод. 4АМ250 (новые). Оба электродвигателя имели недопустимый уровень дисбаланса, прослабленные посадки в подшипниковых крышках. В результате пришлось реставрировать крышки, делать балансировку роторов, заменить подшипники.

Электродвигатель мод. А4-450

У-8 У3 (новый). Значения вибрации (СКЗ виброскорости) составляли от 6 до 14 мм/с. На заднем подшипнике наблюдалась ржавчина, передний подшипник был «зажат» эллипсовидной расточкой в подшипниковой крышке, на посадочных местах подшипников ротора видны следы фреттинг-коррозии.

Таким образом, был необходим ремонт нового электродвигателя.

Отдельного внимания заслуживает входной контроль подшипников качения. Основные причины, по которым происходит отбраковка подшипников:

  • нарушение упаковки, загрязнение;
  • нет требуемой маркировки на элементах подшипников;
  • сертификаты не соответствуют поставляемой продукции (или предоставляются подобия сертификатов);
  • поступление подшипников с маркировкой «сделано в СССР»;
  • подделки известных брендов;
  • твердость элементов подшипника не соответствует ГОСТ 520.

Приведем два примера. Партия подшипников №2314 (ГПЗ-34) была забракована из-за недостаточной твердости материала роликов – 40–42 HRC (по ГОСТ 520 твердость материала роликов должна составлять 58–63 HRC). Подшипник №6217 (NACHI, Япония) – через сутки эксплуатации после установки на электродвигателе внутреннее кольцо деформировалось, в результате его размер с диаметра 85 мм увеличился до диаметра 88 мм (вследствие несоответствия термообработки твердость составляла 30 HRC), рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид подшипника №6217 через 24 ч работы
Рис. 2. Внешний вид подшипника
№6217 через 24 ч работы

За 10 лет существования лаборатории вибродиагностики был проведен входной контроль 45 748 подшипников (вновь покупаемых и остатков на складе). Забраковано по разным причинам 4254 подшипников. Незапланированные затраты: на расконсервацию, промывку, визуальный контроль, вибрационный контроль на стенде, возврат брака.

Такие же проблемы, скорее всего, возникают и на других предприятиях нефтехимического комплекса.

Таким образом, чтобы избежать поступления недоброкачественных подшипников, приходится проводить 100%-ный входной контроль.

При этом следует отметить, что затраты на входной контроль оборудования и материалов входят в себестоимость выпускаемой продукции.