Автор: Э.М. Ривин, В.В. Разуваев (ООО «БизнесХим»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2017

Федеральный закон [1] четко определяет техническое перевооружение опасного производственного объекта как приводящее к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Проектная документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в настоящее время при довольно ограниченном вводе в эксплуатацию новых предприятий, успешном и результативном развитии предприятий, созданных еще в СССР, является одним из основных видов работы проектировщиков.
Многие проектные организации в попытках увеличить объем финансирования и в определенной мере рассчитывая на повышение качества, стремятся удлинить сроки проектирования, использовать двухстадийное проектирование с полным или почти полным объемом разработки документации согласно законодательству Российской Федерации [2, 3]. Проектировщики достаточно часто сталкиваются с таким подходом, отраженным в проектах технических заданий на проектирование, являющихся частью тендерных материалов. Явная заинтересованность в увеличении стоимости проектной документации по объектам технического перевооружения прослеживается, например в статье [4].
При реализации проекта технического перевооружения не требуется получать разрешение на строительство и проводить государственную или негосударственную экспертизу. Но вряд ли оправданно регламентировать объем выполняемых при техническом перевооружении строительно-монтажных работ 15%, а капиталовложения – до 25% первоначальных (в сопоставимых ценах). Одна реализация так называемого «верхнего» уровня АСУ ТП с разработкой пакета программного обеспечения может перекрыть эти ориентировочные цифры, а большинство проектов технического перевооружения опасных производственных объектов непосредственно связано с автоматизацией, компьютеризацией.
Мы полагаем ненужным ориентироваться на состав документации технического перевооружения (ДТП), аналогичный ее составу при двухстадийном проектировании – «проект» и «рабочая документация». Не в интересах развития отечественной промышленности затягивание проектирования с увеличением затрат бизнеса на финансирование разработки стадии «проект», ростом стоимости проектирования почти вдвое, соответственным увеличением и временем проектирования, и затрат на проведение экспертизы проектной документации (хотя, как правило, последние значительно меньше затрат на разработку проекта).
Подавляющее большинство объектов технического перевооружения требует разработки только отдельных разделов рабочей документации, не касаясь разработки других частей проекта. К тому же опытные проектировщики прекрасно знают разницу между узко специализированным подходом экспертной организации при экспертизе промышленной безопасности объекта технического перевооружения (обращающим пристальное внимание прежде всего на профессиональные детали основных разделов технического перевооружения и не затрагивающим прочие разделы, которых эта ДТП и не касается).
Безусловно, необходимым является согласование основных принимаемых проектных решений с заказчиком, в отдельных случаях и с НИИ – разработчиком технологического процесса. Но это согласование как этап проектирования может быть оформлено протокольно, и не должно сводиться к необходимости разработки более десятка частей проекта, не затрагиваемых проектом технического перевооружения.
Надо учитывать и то, что в большинстве случаев проведение экспертизы промышленной безопасности позволяет начать разработку рабочей документации, не дожидаясь ее согласования (в то же время вряд ли опытный проектировщик рискнет начать выполнение рабочей документации без положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы).
В связи с этим, исходя из конкретного содержания проекта технического перевооружения, представляется целесообразным определять необходимый объем документации достаточностью проведения экспертизы промышленной безопасности, а не искусственно «раздувать» его, ссылаясь на не относящиеся непосредственно к проекту законодательные акты [2, 3, 5, 6],
Особенно большое возражение вызывает предложение о целесообразности разработки «Перечня мероприятий по охране окружающей среды» и корректировке проекта санитарно-защитной зоны. Проекты технического перевооружения, как правило, не изменяют перечня, а в основном и количества опасных продуктов, обращающихся в технологическом процессе. Безусловно, отраженные в этих проектах мероприятия всегда направлены хотя бы на частичные улучшения экологической безопасности, но никогда – на ее ухудшение.
Такая специфическая документация как том предельно-допустимых выбросов в атмосферу, декларации промышленной и пожарной безопасности, имеет срок действия. Полагаем вполне достаточным перечислить в проекте технического перевооружения перечень изменений, которые следует внести в техническую документацию внутризаводского пользования, прежде всего, в технологические регламенты действующего производства. Профессиональный проектировщик сам определяет, нужны ли ему при проектировании объекта технического перевооружения материалы инженерных изысканий, отчеты специализированных привлеченных организаций по обследованию конструкций зданий и сооружений с выдачей при необходимости рекомендаций по их усилению и т.д.
Мы полагаем вполне (возможно, даже чрезмерно) достаточным наличие в настоящее время нормативной и рекомендательной документации для регулирования вопросов технического перевооружения. Средства бизнеса и бюджетов разных уровней следует направлять прежде всего на совершенствование, а не на создание дополнительных нормативов и расширение ссылочной базы. Действительно необходимо включение в ДТП раздела «Безопасная организация производства» в таких формате и содержании, которые позволят производственникам в возможно короткий срок откорректировать внутризаводскую документацию.
 
Список литературы
1. ФЗ116. О промышленной безопасности опасных производственных объектов (в ред. от 13.07.2015).
2. ФЗ 190. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 87. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
4. Слуцкий В.А., Константинова Ф.С., Ханицкая Г.Я., Капа-ев А.А. Нормативно-технические аспекты состава документации на техническое перевооружение//Безопасность труда в промышленности. 2016. 2. С. 54–57.
5. ФЗ384. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
6. ФЗ 123. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.