Рис. 2. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью

Автор: А.В. Солодовников (Уфимский государственный нефтяной технический университет).

Опубликовано в журнале Химическая техника №9/2014

В 2013 г. изменения требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов [1, 14] и технического регулирования [2] ознаменовали новый виток в развитии отечественного законодательства в области промышленной безопасности, основанный на риск-ориентированном подходе к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и внедрения более «гибкого надзора», направленного в том числе на устранение избыточных административных барьеров для бизнеса и создание стимулов к модернизации отечественной экономики.

Таблица 1

Общая схема классификации опасных производственных объектов

Признаки, по которым идентифицируются опасные производственные объекты Класс опасности
I II III IV
Наличие опасных веществ + + + +
Хранение и уничтожение химического оружия, спецхимия +      
Бурение и добыча нефти, газа и газового конденсата   + + +
Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления   + +  
Использование оборудования, работающего под избыточным давлением     + +
Использование  подъемных  сооружений     + +
Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов   + +  
Введение подземных горных работ + +    
Введение работ по обогащению полезных ископаемых   + +  
Образование взрывоопасных пылевоздушных смесей при хранении, переработке или использовании растительного сырья     + +

Наиболее существенным изменением в свете реализации №22-ФЗ [3] стало внедрение новой классификации опасных производственных объектов. Опасные производственные объекты были разделены на четыре класса опасности (табл. 1): от I класса – чрезвычайно высокая опасность до IV класса – низкая опасность. Класс опасности производственного объекта определяется в зависимости от двух критериев: от оборудования, используемого на объекте, и от количества опасных веществ, находящихся на нем. Следует отметить, что закон в области промышленной безопасности внес изменение в расчет количества опасных веществ: сегодня закон [1] требует оценивать суммарное количество опасных веществ одного вида в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее пятисот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной или разными организациями.

Класс опасности влияет на требования, предъявляемые к опасным производственным объектам.

Например, для объектов IV класса опасности установлены следующие минимальные требования:

  • в их отношении не будет требоваться проведение плановых проверок, разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах [4];
  • в части, которая касается эксплуатации подъемных сооружений, вместо 31 области аттестации специалистов осталось только 3; пуск в эксплуатацию после процедуры учета подъемных сооружений будет проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений и др. [13].

Организациям, эксплуатирующим объекты I, II, III класса опасности, необходимо разрабатывать новый документ: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (табл. 2). Следует отметить, что в соответствии с требованиями [12] для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств необходимо иметь также план локализации и ликвидации аварий. Требования к структуре планов мероприятий определены

Таблица 2

Нормативная база по разработке планов для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты

Категория ОПО Нормативная база (документ)
План локализации и ликвидации аварий
 

 

Взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты

Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781 «Об утверждении рекомендаций

по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах»

Постановление Госгортехнадзора РФ от 10.07.2001 N 30 «Об утверждении

«Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных  объектов»

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
 

 

 

 

 

 

ОПО I, II и III классов опасности

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» статья 10

Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»
Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 21.06.2013)

«Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 «Об утверждении Положения  о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
Химически  опасные  производственные объекты (ХОПО) I, II и III класса опасности Приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 N 559 «Об утверждении Федеральных норм

и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»

План по предупреждению и ликвидации (аварийных) разливов нефти и нефтепродуктов
 

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов

Приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 (ред. от 12.09.2012) «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 (ред. от 15.04.2002)

«О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №730 [4]. В планах мероприятий должны быть предусмотрены действия персонала по предупреждению аварий, а в случае их возникновения – по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом.

Основная разница между этими двумя документами в том, что планы локализации и ликвидации аварий разрабатываются для каждого опасного производственного объекта, а план мероприятий, как бы учитывая все планы локализации и ликвидации аварий, разрабатывается в целом для организации. Доля того чтобы лучше понять разницу между планами мероприятий и планы локализации и ликвидации аварий приведем выдержки из положений по их разработке (табл. 3).

Закон №22-ФЗ [3] изменил периодичность проведения плановых проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (рис. 1). Плановые проверки объектов III класса опасности будут проводиться не чаще одного раза в три года, а в отношении объектов IV класса опасности, как было сказано выше, такие проверки вовсе не будут осуществляться. Для объектов II класса опасности плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в год.

Рис. 1. Виды проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
Рис. 1. Виды проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты

Для объектов I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора [5]. Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного надзора, осуществляемого уполномоченными должностными лицами.

Таблица 3

Сравнительная характеристика целей разработки планов

План локализации ликвидации аварий на ОПО (далее ПЛА) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

Основание для разработки

Приказ от 26 декабря 2012 г. №781 Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  Постановление Правительства от 26 августа 2013 г. №730 Российской Федерации
ПЛА разрабатывается для каждого ОПО с целью:

  • планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
  • определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
  • выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
  • разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
 Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов. В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

 ПЛА основывается:

  • на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;
  • на постадийном анализе сценариев развития аварий;
  • на оценке достаточности принятых (для действующих ОПО) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;
  • на анализе действий персонала ОПО, специализированных служб при локализации и ликвидации аварий
  • на соответствующих стадиях их развития.
План  мероприятий  предусматривает:

а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;

б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных   формирований;

в) организацию взаимодействия сил и средств; г) состав и дислокацию сил и средств;

д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

ж) систему взаимного обмена информацией между организациями-участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте; и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб

(формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;  к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Опасные производственные объекты, относящие к I и II классам опасности (наиболее опасным), в силу обращения на них большого количества опасных веществ обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) и обеспечивать их работу. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью определены

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 г. №536 (рис. 2) [6].

Основным требованием при внедрении СУПБ является периодическое (не реже одного раза в течение календарного года) проведение анализа функционирования системы управления промышленной безопасности. О этом также напоминает известный принцип PDCA1, на котором основана модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001:2007 [7].

Для опасных производственных объектов, к которым относятся нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, и ранее разрабатывалась декларация промышленной безопасности, которая предполагала всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозами, однако в связи с последними изменениями законодательства в области промышленной безопасности эксплуатирующим организациям в рамках разработки СУПБ [1] необходимо:

  • разработать механизмы, направленные на идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угрозами;
  • планировать и реализовывать меры по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  • своевременно корректировать меры по снижению риска аварий на опасных производственных объектах.

Закон №22-ФЗ [3] определил, что обязанность по разработке деклараций промышленной безопасности сохранится только для объектов I и II класса опасности. Увеличился перечень случаев, когда декларацию промышленной безопасности необходимо разрабатывать повторно:

  • по истечении десяти лет со дня ее внесения в реестр деклараций;
  • при выдаче Ростехнадзором или его территориальными органами предписания о разработке новой декларации, если выяснится, что сведения в декларации не соответствуют сведениям, полученным в ходе государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • при изменении требований промышленной безопасности;
  • при изменении технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличении более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
Рис. 2. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью
Рис. 2. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью

Стоит отметить, что рассмотренное в начале статьи изменение в расчете количества опасных веществ (в части его суммарной оценки, в случае если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее пятисот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной или разными организациями) также накладывает отпечаток на необходимость повторной разработки или внесения частичных изменений в декларацию промышленной безопасности в зависимости от количества опасных веществ, находящихся на смежной территории.

В федеральном законе от 21.07. 1997 г. №116-ФЗ (в редакции, которая вступила в силу с 15.03.2013 г.) [1] имеется ряд серьезных изменений по вопросу экспертизы промышленной безопасности.

Во-первых, из числа документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности, была исключена документация на капитальный ремонт. То же самое касается и декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на капитальный ремонт опасного производственного объекта (рис. 3).

Рис. 3. Объекты экспертизы государственной (негосударственной) экспертизы и экспертизы промышленной безопасности [9]
Рис. 3. Объекты экспертизы государственной (негосударственной) экспертизы и экспертизы промышленной безопасности [9]
Следует отметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ [8] под капитальным ремонтом понимается: 1) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженернотехнического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; 2) капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Рис. 4 Ответственность эксперта по промышленной безопасности (с 01.01.2014 г.)
Рис. 4 Ответственность эксперта по промышленной безопасности (с 01.01.2014 г.)

Во-вторых, введена новая документация, подлежащая экспертизе промышленной безопасности, – обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него.

В-третьих, конкретизированы здания и сооружения, подлежащие экспертизе промышленной безопасности. Если ранее экспертизе подлежали все здания и сооружения на опасном производственном объекте без исключения, то сейчас – здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

В-четвертых, определен статус эксперта и определена его ответственность за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (рис. 4).

Под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах и являющихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Изменился жизненный цикл организации и проведения экспертизы промышленной безопасности.

Рис. 5. Жизненный цикл организации и проведения экспертизы промышленной безопасности
Рис. 5. Жизненный цикл организации и проведения экспертизы промышленной безопасности

В рамках Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 г. [14] в законе о промышленной безопасности [1] исключена процедура утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности и введен уведомительный порядок учета таких заключений (рис. 5) [9].

Выход новых правил проведения экспертизы промышленной безопасности [10] поставил перед эксплуатирующими организациями вопрос: можно ли проводить экспертизу промышленной безопасности технического устройства по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы?

Данный вопрос возник из-за разной трактовки случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств и зданий (сооружений), установленных правилами и указанных далее по тексту [10].

Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) [1, 10]:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • по предъявляемому в установленном порядке предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН);
  • при отсутствии паспорта на техническое устройство.

Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе [10] в следующих случаях:

  • при истечении срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • при отсутствии либо самой проектной документации, либо сведений в ней о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения;
  • после внешних воздействий (пожар, землетрясение, взрыв);
  • по предъявляемому в установленном порядке предписанию ФСЭТАН.

C 1 января 2014 г. изменилась процедура утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности. Заключения экспертизы промышленной безопасности представляются ее заказчиком в ФСЭТАН или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений ЭПБ это заключение в течение 5 рабочих дней со дня его поступления. Отменена процедура рассмотрения заключений экспертизы промышленной безопасности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности отраслей российской промышленности в Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ [1] введен новый инструмент – обоснование безопасности опасного производственного объекта. В соответствии с общими требованиями к обоснованию безопасности опасного производственного объекта [11] обоснование безопасности разрабатывается в следующих случаях:

  • если требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
  • если таких требований недостаточно;
  • если такие требования не установлены.

Необходимость разработки обоснования безопасности определяется при подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию или документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта.

Документ разрабатывается, если при последующей эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации этого объекта потребуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены.

Следует отметить, что в случае возникновения противоречивых требований, включенных в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности и обоснования безопасности, законом [1] определена обязанность организации по соблюдению требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта (в случае его наличия).

Для действующих опасных производственных объектов, эксплуатация которых осуществляется с отступлениями от требований промышленной безопасности, обоснование безопасности не разрабатывается.

Согласно комментариям врио руководителя ФСЭТАН А.В. Ферапонтова [15], разработка обоснования безопасности опасных производственных объектов проходит по следующему алгоритму. 1. Проектировщик:

  • разрабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта;
  • определяет в процессе проектирования необходимость разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта;
  • разрабатывает обоснование безопасности опасного производственного объекта;
  • дорабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта с учетом требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта. 2. Экспертная организация проводит экспертизу промышленнойбезопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта. 3. Эксплуатирующая организация:
  • направляет обоснование безопасности опасного производственного объекта в надзорный орган;
  • исполняет требования обоснования безопасности опасного производственного объекта в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
  • применяет результаты анализа риска в рамках системы управления промышленной безопасностью, декларирования промышленной безопасности и страхования ответственности.

Следующим существенным изменением в законодательстве по промышленной безопасности [1] является отмена с 01.01.2014 г. государственной услуги по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах. Следует отметить, что в соответствии с законом о промышленной безопасности [1] под техническими устройствами понимаются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

На основании п. 6 ст. 1 Федерального закона №22-ФЗ [3] в ст. 7 закона о промышленной безопасности [1] внесены изменения, согласно которым обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Перечень объектов технического регулирования представлен в Приложении 3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» [16].

Если техническим регламентом [16] не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Таким образом, в результате вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013 г. №22-ФЗ [4] введены классы опасности опасных производственных объектов и изменены требования к опасным производственным объектам в части проведения экспертизы промышленной безопасности, разработки декларации промышленной безопасности, применения технических устройств на опасных производственных объектах. В отношении наиболее опасных объектов дифференцирован государственный контроль. Данная дифференциация есть движение к формированию нормативно-правовой базы для реализации инструментов риск-ориентированного надзора.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 01.01.2014 г.) «О техническом регулировании».
  3. Федеральный закон от 04.03.2013 №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу пп. 114 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. №730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. №455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 г. №536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью».
  7. OHSAS 18001:2007. Occupational health and safety management systems – Requirements.
  8. Градостроительный Кодекс РФ №190-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.12.2011 г. №401-ФЗ).
  9. Долгих Н.Г., Солодовников А.В. Эксперт в области промышленной безопасности. Изд.-е. 8-е. Уфа: УГНТУ, 2014. 276 с.
  10. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14.11.2013 г. №538. 11. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 15.07.2013 г. N 306.
  11. Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». Утверждены приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96.
  12. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.11.2013 г. №533.
  13. Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности.Утверждена решением Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.09.2011 г.
  14. Ферапонтов А.В. Принципиальные вопросы разработки и применения обоснования безопасности опасного производственного объекта // Безопасность труда в промышленности. 2013. №11. С. 3–5.
  15. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) принят Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. №823.