Рис. 4. Статистика измерений уровней ЧР на семи СД ЭГПА

Автор: О.В. Крюков (НГТУ им. Р.Е. Алексеева).

Опубликовано в журнале Химическая техника №8/2018

В последнее время многочисленными нормативно-техническими документами установлены требования по оснащению оборудования магистральных газопроводов (МГ) системами мониторинга для контроля состояния, диагностирования и прогнозирования ресурса.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности» компрессорные станции (КС) МГ являются опасными производственными объектами (ОПО). Большинство ГПА, эксплуатируемых на КС ПАО «Газпром», выработали нормативный срок эксплуатации или близки к этому. К оборудованию ОПО с истекшим нормативным сроком эксплуатации предъявляются особые требования по контролю их технического состояния (ТС) и продлению сроков эксплуатации.

В ПАО «Газпром» активно ведутся работы по созданию и внедрению систем мониторинга и прогнозированию ТС интегрированных в системы автоматического управления газоперекачивающими агрегатами (ГПА). Такие системы развиты для газотурбинных ГПА (ГГПА) и в меньшей степени для электроприводных ГПА (ЭГПА) [1–4]. Существующие системы мониторинга и прогнозирования ТС ЭГПА построены по тем же принципам (и, как правило, теми же разработчиками), что и системы для ГГПА. В них основной акцент делается на механические узлы и эле­менты ЭГПА, практически отсутствуют системы мониторинга и современные методы оценки ТС приводных синхронных электродвигателей (СД) мощностью 4…25 МВт [5–7].

Отмеченные обстоятельства определяют актуальность вопросов, связанных с развитием методов оценки показателей надежности ЭГПА, совершенствованием существующих и разработкой новых методов оценки их технического состояния с использованием независимых многокритериальных универсальных систем мониторинга [8–10]. Актуальность этих задач подтверждается их соответствием приоритетным направлениям развития науки и техники, а также основными положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года, Программой повышения надежности работы и эффективности КС с ЭГПА и вопросами, связанными с проблемами развития энергетики ПАО «Газпром».

При этом особое внимание уделяется именно дорогостоящим мощным СД ЭГПА, требующим анализа, оценки и мониторинга показателей надежности, а также исследованию работоспособности и качества функционирования электротехнических комплексов и систем в различных режимах при разнообразных внешних воздействиях, включая безопасную и эффективную эксплуатацию электротехнических комплексов и систем.

Проблема оценки показателей надежности и мониторинга состояния мощных СД, работающих в составе электротехнических комплексов, в полной мере не решена и за рубежом. Исследованиям в этой области посвящены работы отечественных и зарубежных авторов [11–16]. Несмотря на большую актуальность, перечисленные задачи решаются медленно, так как процессы деградации элементов крупных электрических машин достаточно сложно поддаются точному математическому описанию и зависят от многочисленных факторов [17–20]. Кроме того, исследования надежности мощных СД связаны с необходимостью проведения натурных испытаний (в том числе и разрушающих) на дорогостоящем действующем оборудовании.

В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:

  • выполнить обзор и критический анализ современных средств и методов оперативной диагностики и мониторинга ТС СД;
  • произвести сбор, обработку и анализ исходных данных по аварийности СД на КС эксплуатационных организаций;
  • исследовать режимы работы СД, влияющие на ресурс изоляции, с оценкой диапазонов изменения основных эксплуатационных факторов и определить их корреляции с наработкой до отказа;
  • разработать оптимальную встроенную систему мониторинга и прогнозирования (ВСМП) режимов работы ЭГПА, приводящих к ускоренному старению изоляции СД, алгоритм ее функционирования и компьютерную модель наработки до отказа.

Модель старения высоковольтной изоляции статора СД

Классификация причин отказов изоляции статоров СД, которые подробно рассмотрены в работах [20–22], приведена на рис. 1, а их интенсивность в зависимости от наработки до отказа – на рис. 2.

Рис. 1. Классификация причин отказов ЭГПА
Рис. 1. Классификация причин отказов ЭГПА

Анализ характера гистограммы на рис. 2 позволяет выдвинуть гипотезу об экспоненциальном законе распределения отказов. Для обоснования данной гипотезы и определения числовых характеристик надежности выполнена статистическая обработка результатов полученной классификации с решением следующих задач:

  • определен вид функции плотности распределения;
  • вычислены параметры полученного распределения;
  • с помощью критерия согласия установлена степень совпадения эмпирического с теоретиче­ским распределением.
Рис. 2. Диаграмма частоты отказов изоляции статоров СД ЭГПА
Рис. 2. Диаграмма частоты отказов изоляции статоров СД ЭГПА

Распределение вероятности безотказной работы во времени и средняя наработка для экспоненциального закона распределения описываются уравнениями [1, 20]

где P(t) – вероятность безотказной работы; a(t) – частота отказов; l – интенсивность отказов; Тср – средняя наработка до отказа; t – интервал времени.

При этом учитываем, что экспоненциальный закон является однопараметрическим с неизменной интенсивностью отказов l = const на интервале нормальных режимов эксплуатации.

Для проверки гипотезы проведем расчет согласия экспоненциального распределения с теоретическим по критерию χ2:

где k – число интервалов (группы выборки); hm, Nppm – соответственно эмпирическое и теоретическое значения абсолютной частоты отказов; N0 – общее число наблюдаемых электродвигателей ЭГПА.

Результаты расчетов сведены в таблице. В результате расчета для доверительной вероятности нормального распределения b = 0,95 и числа степеней свободы r = k – 2 получено значение c2 = 7,0573. Расчетное значение χ2расч < χ2табл = 14,1 и гипотеза об экспоненциальном распределении наработки на отказ СД не отвергается.

Теоретические расчеты наработки электродвигателей ЭГПА

Исследования, проведенные в работах [12–14], установили зависимости старения изоляции от температуры:

  • эмпирические уравнения Монтзингера, в соответствии с которыми сроки службы изоляции (Т1 и Т2) при различных температурах (t1 и t2) связаны соотношением

     

     

    где Dn – постоянная, равная изменению температуры, вызывающему сокращение срока службы изоляции данного класса в 2 раза;

  • закон Аррениуса, описывающий процесс старения изоляции на основе кинетики химических реакций:

     

    где k – коэффициент скорости химической реакции; Wа – энергия активации, R – универсальная газовая постоянная, Т – температура.

В результате проведенных исследований получены статистические данные о наиболее характерных диапазонах изменения температуры обмотки, охлаждающего воздуха в различных режимах.

Рис. 3. Зависимость ресурса изоляции от среднегодовой температуры обмотки
Рис. 3. Зависимость ресурса изоляции от среднегодовой температуры обмотки

На рис. 3 приведена зависимость сработки ресурса изоляции СД от среднегодовой температуры, полученная на основе уравнения Вант-Гоффа–Аррениуса:

где T0 – средний срок службы; q – среднегодовая температура изоляции, К; В = 0,99 × 104 К, для микалентной изоляции G = 14,33.

Поскольку в ходе проведения исследований установлено, что отказы изоляции чаще происходят на электродвигателях, имеющих более высокую среднегодовую температуру обмотки, выражение (1) скорректировано с учетом статистического распределения среднегодовых температур обмоток статоров СД на различных КС и распределения их средней наработки на отказ.

Экспериментальное обоснование перехода на ТОиР ЭГПА по фактическому ТС СД

Для расчета функций принадлежности СД ЭГПА используется метод парных сравнений Саати [13, 15]. Суть его заключается в том, что для каждой пары элементов универсального множества эксперт оценивает преимущество одного элемента над другим по отношению к свойству нечеткого множества.

На основе методики прогнозирования в системе MATLAB 7.11, создана модель прогнозирования отказов изоляции СД, позволяющая вычислять значение наработки до отказа. В р­зультате проведенных измерений ЧР на семи ЭГПА [9–11] было определено текущее состояние изоляции обмоток статоров приводных электродвигателей СТД-12500-2. На рис. 4 представлены диаграммы обработанных результатов экспериментальных замеров.

Рис. 4. Статистика измерений уровней ЧР на семи СД ЭГПА
Рис. 4. Статистика измерений уровней ЧР на семи СД ЭГПА

Сравнительный анализ диаграмм показывает, что уровни ЧР обмотки статора СТД-12500-2 ЭГПА №4 КЦ «Уренгой-Центр-2» КС-25 «Починковская» имеют относительно более высокие значения.

Для выявления причин повышенной разрядности обмоток при помощи программы PD-View (Iris Power) проведен детальный анализ фазового распределения частичных разрядов в обмотке электродвигателя ЭГПА №4 КЦ «Уренгой-Центр-2» КС-25 «Починковская». За счет своевременного мониторинга ТС СД ЭГПА удалось избежать повреждения обмотки и уменьшить время простоя с 8760 ч до 720 ч, а также значительно снизить затраты на его ремонт путем замены капитального ремонта текущим, что позволило снизить затраты на 2,5 млн. руб.

Таким образом, рассмотренная методика позволяет в режиме реального времени контролировать техническое состояние приводных машин по характеристикам частичных разрядов, выявлять существенные изменения в трендах амплитуды и интенсивности последних. При увеличении показателей в два и более раза при идентичных параметрах работы машин выполняется анализ фазового распределения импульсов частичных разрядов и выявляется при­чина с прогнозом.

Внедрение разработанных мероприятий по мони-торингу технического состояния приводных машин позволяет сократить время простоя ЭГПА в среднем до 2160 ч/год. При этом вероятность срыва планового задания Рнпз = 0,08, что приводит к снижению ожидаемо-го ущерба в 1,9 раза (Унпз = 24 млн. руб./год). Внедрение разработанных методов мониторинга технического состояния позволяет в среднем в 4 раза сократить время нахождения газоперекачивающих агрегатов в ремонте и на 30–50% затраты на капитальный ремонт приводных машин.

Список литературы

  1. Васенин А.Б., Серебряков А.В., Плехов А.С. АСУ систем электроснабжения на принципах Smart Grid для объектов магистральных газопроводов//Автоматизация в промышленности. 2012. №4. С. 36–38.
  2. Крюков О.В. Анализ моноблочных конструкций электрических машин для ГПА //Машиностроение: сетевой электронный научный журнал. 2015. Т. 3. №4. С. 53–58.
  3. Крюков О.В. Интеллектуальные электроприводы с IT-алгоритмами//Автоматизация в промышленности. 2008. №6. С. 36–39.
  4. Крюков О.В. Энергоэффективные электроприводы ГПА на базе интеллектуальных систем управления и мониторинга// Дис. д-ра техн. наук. М.: АО «Корпорация ВНИИЭМ», 2015.
  5. Серебряков А.В., Васенин А.Б. Диагностика электромеханической части энергетических установок//Електромеханiчнi I енергозберiгаючi системи. 2012. №3 (19). С. 549–552.
  6. Крюков О.В. Синтез и анализ электроприводных агрегатов компрессорных станций при стохастических возмущениях// Электротехника. 2013. №3. С. 22–27.
  7. Васенин А.Б., Серебряков А.В. Алгоритмы управления электромеханическими системами магистрального транспорта газа//В сб.: Труды VIII Международной (XIX Всероссийской) конференции АЭП-2014. 2014. С. 404–409.
  8. Серебряков А.В. Универсальная система мониторинга электродвигателей ГПА//Известия вузов: Электромеханика. 2016. №4 (546). С.74–81.
  9. Серебряков А.В. Методы синтеза встроенных систем прогнозирования технического состояния высоковольтных двигателей//В сб.: Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии. Материалы МНТК XVIII Бенардосовские чтения. 2015. С. 69–73.
  10. Титов В.В. Разработка АСУ автономными энергетическими установками//Автоматизация в промышленности. 2009. №4. С. 35–37.
  11. Милов В.Р., Суслов Б.А. Интеллектуализация поддержки управленческих решений в газовой отрасли//Автоматизация в промышленности. 2009. №12. С. 16–20.
  12. Титов В.Г. Анализ пусковых режимов электроприводных газоперекачивающих агрегатов//Известия вузов: Электромеханика. 2012. №3. С. 29–35.
  13. Краснов Д.В. Перспективы применения преобразователей частоты для регулирования производительности электроприводных ГПА//Газовая промышленность. 2014. №6. С. 86–89.
  14. Серебряков А.В. О новых возможностях технологий Smart Grid//Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2013. №2. С. 47–48.
  15. Воронков В.И., Рубцова И.Е. Электроснабжение и электрооборудование линейных потребителей магистральных газопроводов//Газовая промышленность. 2010. №3. С. 32–37.
  16. Серебряков А.В., Васенин А.Б. Нечеткие модели и алгоритмы управления энергетическими установками//В сб.: Материалы конференции «Управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах». 2012. С. 467–469.
  17. Крюков О.В. Регрессионные алгоритмы инвариантного управления электроприводами при стохастических возмущениях//Электричество. 2008. №9. С. 45–51.
  18. Kiyanov N.V., Kryukov O.V., Pribytkov D.N., Gorbatushkov A.V. A Concept for the development of invariant automated electric drives for the water recycling systems with fan cooling towers//Russian Electrical Engineering. 2007. T. 78. №11. C. 621–627.
  19. Захаров П.А. Принципы инвариантного управления электроприводами газотранспортных систем при случайных возмущениях//Вестник ИГЭУ. 2008. №2. С. 98–104.
  20. Серебряков А.В. Оптимизация управления автономными энергетическими установками в условиях стохастических возмущений//Промышленная энергетика. 2013. №5. С. 45–49.