Автор: В.Н. Анисимов (ООО «Сервисная Компания ИНТРА»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №4/2017

ООО «Сервисная Компания ИНТРА» (СК ИНТРА) входит в Группу Компаний INTRATOOL, деятельность которой направлена на внедрение современных ремонтных технологий на предприятиях ТЭК. В 2013 г. СК ИНТРА была признана лучшей сервисной компанией

отрасли по решению World Refining Association. Ключевыми направлениями деятельности компании являются продажа современного оборудования и технологий ремонта, проведение ремонта без остановки производст-ва, технический контроль качества работ (супервайзинг) при проведении ремонтов на предприятиях ТЭК. В целях освоения передовых технологий специалисты СК ИНТРА прошли обучение в лучших специализированных учебных центрах США, Великобритании, Германии, Израиля, ОАЭ и ряда других стран.
В процессе выполнения работ по супервайзингу на территории РФ специалисты компании неоднократно поднимали вопрос о низкой квалификации работников подрядных организаций, привлекаемых для выполнения ремонтных работ. Для решения этой проблемы было предложено проводить обучение работников подрядных организаций современным методам ремонта технологического оборудования.
Дальнейшая работа в этом направлении, а также отсутствие образовательных учреждений по этому профилю обусловило создание на базе СК ИНТРА научно-образовательного центра (НОЦ), который осуществляет реализацию программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.
Создание НОЦ было продиктовано необходимостью обучения собственного персонала и персонала подрядных организаций новым технологиям выполнения ремонтных работ с использованием современного станочного парка, инструментов, материалов и технологий.
Разработка дополнительных образовательных программ осуществляется в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями заказчиков. Взаимодействие с заказчиком образовательных услуг в процессе создания программы обучения направлено на определение профессиональных компетенций слушателей, способствующих успешному выполнению ими трудовых функций с учетом особенностей конкретного производства. Успешному решению задачи способствует высокий профессионализм преподавателей НОЦ, знание профессиональных стандартов и потребностей конкретных предприятий.
В ходе реализации разработанных дополнительных профессиональных программ широко используются современные образовательные технологии, позволяющие формировать необходимые профессиональные компетенции слушателей. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) разрабатываются под конкретные программы обучения. Стандартная конфигурация ЭОР включает электронный учебник, предназначенный для самостоятельной работы слушателей, систему сопровождения лекций, позволяющую преподавателю формировать визуальный ряд из 2D и 3D графики и анимации, подсистему контроля знаний и систему управления учебным процессом.
Подсистема контроля знаний позволяет слушателю производить самоконтроль в ходе закрепления знаний на самоподготовке, оценивать его знания при завершении изучения темы или раздела и проводить итоговую аттестацию. Кроме широко распространенной практики контроля знаний с использованием 2D или 3D моделей механизмов широко используются понятийные тренажеры. Понятийные тренажеры позволяют сформировать схему действий обучаемого при решении той или иной технической задачи и проконтролировать уровень его знаний по технологии выполнения работ, например, сборки болтового фланцевого соединения, ремонта теплообменного аппарата и т.д.
В целях повышения вариативности обучения создание ЭОР осуществляется на основе ссылочной модели совместного использования модулей контента (Sharable Content Object Reference Model). Это позволяет использовать общую базу графических и текстовых материалов по техническому объекту для создания учебных курсов, рассчитанных на слушателей различных уровней квалификации.
Электронные образовательные технологии способствуют интенсификации обучения, но не позволяют сформировать умения и навыки выполнения трудовых действий. Для решения этой задачи СК ИНТРА разработала и изготовила ряд учебных стендов и тренажеров, позволяющих эффективно отрабатывать весь комплекс действий при разборке-сборке различных фланцевых соединений с помощью ручного и механизированного инструмента, тренироваться в устранении утечек и восстановлении несущей способности трубопроводов, производстве проточки фланцев большого диаметра.
Деятельность научно-образовательного центра СК ИНТРА совершенствуется по мере решения различных задач для предприятий ТЭК. Формируются совместные проекты по разработке электронных образовательных ресурсов для межотраслевых региональных учебных центров и предприятий.
Новым направлением деятельности является разработка комплектов оценочных средств для определения соответствия компетенций работников требованиям профессиональных стандартов.