Владимир Михайлович Капустин Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» Доктор технических наук профессор
Владимир Михайлович Капустин Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» Доктор технических наук профессор

Автор: В.М. Капустин (ОАО «ВНИПИнефть»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2015

В области добычи и переработки углеводородов организовано две технологические платформы: «Технологии добычи и использования углеводородов» (около 200 предприятий) и «Глубокая переработка углеводородных ресурсов (120 компаний). Самую больную точку США нашли в добыче – именно эту сферу они подвергли санкциям. Однако некоторые считают, что санкции рано или поздно коснутся и нефтехимии, и нефтепереработки. Но пока есть возможность контактировать с иностранными компаниями, особенно если учесть, что сотрудничество несет в себе много нового и полезного, то отказываться от этого не стоит.

Технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»
Технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»

Не нужно пытаться заменять хорошие зарубежные технологии не очень хорошими российскими. Надо, чтобы в условиях конкуренции российские технологии могли вытеснять лучшие зарубежные.

Западные эксперты по вопросам нефтедобычи и нефтепереработки привнесли нам много того, что сейчас очень сильно мешает деятельности российских предприятий. Так, сервисные компании отделялись от добычи и выводились из нефтяных компаний. Это привело к тому, что наши сервисные службы, можно сказать, умерли, а их место заняли западные. Что мы имеем в итоге?

Сегодня, когда введены санкции, всерьез обсуждается вопрос о том, что это может отбросить нашу добычу на несколько лет назад. То же самое и в переработке.

Процесс Лицензиары
Зарубежные Российские
Каталитический крекинг вакуумного газойля Axens, CBILummus, KBR, Exxon Mobil, Shell, Stone & Webster, UOP ИНХСРАН, ОАО «ВНИИНП», ОАО «ВНИПИнефть»
нефтяных остатков Axens, KBR, UOP Российсие технологии отсутствуют
 

 

 

Гидрокрекинг

вакуумного газойля Chevron Lummus, Axens, UOP ОАО «ВНИИНП», ОАО «ВНИПИнефть»
нефтяных остатков Axens, Chevron Lummus Российсие технологии отсутствуют
Гидрокрекинг в движущемся слое катализатора UOP, ENI – пилотные испытания ИНХСРАН, ОАО

«ВНИПИнефть» – пилотные испытания

Феба-комбикрекинг KBR Российские технологии отсутствуют
 

Коксование

замедленное CBILummus, Foster Wheeler, Conoco Philips ГУП «Институт нефтехимпереработки» УГНУТУ
непрерывное Exxon Mobil Российсие технологии отсутствуют
Производство смазочных масел III группы Chevron Lummus, Exxon Mobil Российсие технологии отсутствуют
Большая часть проектов реализована по зарубежным технологиям.

Крупногабаритное оборудование – реакторы, колонны, печи – поставлено зарубежными и российскими изготовителями оборудования

Возьмем данные 2013 г. Ситуация, в которой мы оказались, своего рода результат консультаций западных партнеров. Этакая «медвежья услуга ». Например, когда «ВР» влилось в состав «ТНК», оно получило право контролировать все его потоки. Зарубежные партнеры открыто говорили: «Глубокая переработка нам не нужна, мы возьмем ваш мазут – он очень хороший, и сделаем это на своих установках глубокой переработки в Европе». Они всячески препятствовали вложению денег в глубокую переработку в России.

Кроме того, сейчас в широких кругах признается ошибочность введения стандарта Евро-5. На получение Евро-5 были потрачены десятки миллиардов долларов. В то же время данные экологов показывают, что Евро-4 и Евро-5 примерно одинаковы по своим гальваническим свойствам. Они нужны не для улучшения работы двигателя, а для улучшения экологической обстановки.

А с 2015 г. даже в тундре или в Якутии будут ездить на Евро-5. В США поступили иначе – свои экологические характеристики они вводят по зонам. Более того, мы в основном получаем 95-й бензин, а в Америке основной бензин – 92.

Из года в год эксперты навязывали нам целый ряд технологий, которые не особо нужны России. Сейчас идет осмысление этого. У нас есть свои технические разработки, которые надо внедрять в наших нефтяных компаниях. У нас две платформы – вместе это 320 компаний.

Они должны друг друга дополнять и поддерживать. Совершенно ясно – наши технологии зависят от того, какую нефть мы получим на НПЗ. США пошли по интересному пути – они создали специальную так называемую искусственную нефть, которая имеет около шести видов. На каждый завод посылается то сырье, которое он может переработать. Есть потоки легкой и средней нефти, тяжелую они превращают в среднюю на предприятиях по добыче. Таким образом, они снижают большие капитальные затраты на заводах по переработке. В условиях дефицита денег мы должны поддерживать те технологии, которые менее затратны, чем существующие.

Сегодня Евро-3 работает на всей территории России, Евро-4 используется по многим направлениях. Что касается Евро-5, то нет смысла применять его повсюду. Я поддерживаю позицию Правительства РФ в плане показателей по бензину Евро-3, 4, 5.

Мы не ввели в отношении этих видов жесткое октановое число 95, как это сделали в Европе. И правильно, потому что в нашей стране наиболее используемый бензин – 92-й.

Отечественные технологии первичной переработки нефти не уступают, а напротив, превосходят технологии западных компаний. Так, в ОАО «ТАНЕКО» ОАО «ВНИПИнефть» совместно с ООО «ВНИИНП» спроектировали и построили установку первичной переработки на семь миллионов тонн нефти – тяжелой нефти.

Сегодня перерабатывается уже не семь, а девять миллионов тонн нефти. Это большое достижение.

Несмотря на это, многие предприятия стали закупать зарубежные технологии первичной переработки сырья. По моему мнению, при обсуждении на тендерах надо отдавать предпочтение именно отечественным разработкам, которые смогут себя оправдать.

Отечественные технологии по изомеризации превосходят мировой уровень, в том числе и технологии компании UOP. Но при этом параллельно с российскими установками строятся и установки по технологииUOP. Это делать нельзя: ведь при покупке западных технологий ставятся жесткие условия по закупке только импортного оборудования и катализатора. Если мы приобретаем российскую технологию, то можно использовать отечественную технику.

Если говорить о катализаторах для риформинга, то следует отметить, что в Краснодаре, в Омске, в Санкт-Петербурге делают катализаторы мирового уровня. К сожалению, за последние семь лет российские катализаторы мирового уровня с рынка вытеснены импортными, так как многие наши компании имеют иностранных партнеров, которые не доверяют качеству наших катализаторов. И сегодня доля наших катализаторов на рынке всего 22%, а ведь когда-то была 100%.

Что касается гидроочистки, то очевидно, что западные компании вытеснили отечественные катализаторные предприятия из гидроочистки дизельного топлива. Они заставили ввести Евро-5 на правительственном уровне. В большинстве регионов России топливо с содержанием серы на уровне 10 ppm не нужно. Но для получения такого топлива нужны только импортные катализаторы, а значит, используются и зарубежные технологии. Наши заводы могут делать катализаторы для Евро-3 и Евро-4. Но сегодня нефтяные компании закупают технологии, в которых используются только зарубежные катализаторы.

Это похоже на лоббирование интересов компаний из других стран. Показательный пример: гидроочистка бензина каталитического крекинга.

Этот процесс был разработан совместно с ООО «ВНИИ НП» и прекрасно работал на нашем российском катализаторе ГО-70. В результате жесткой маркетинговой политики компании Axens эта технологии была вытеснена, катализатор был заменен, и в результате четыре новые установки по гидроочистке бензина были сделаны по технологии Axens.

К чему это привело? Компания использует свое оборудование, привезла и свой катализатор. В ОАО «Таиф-НК», где ООО «ВНИИ НП» и «ВНИПИнефть» разработали проект, операторы говорят – катализатор Axens работает хуже ГО-70. Но изменить уже ничего нельзя. Необходимо организовать свой центр, который бы не позволял допускать возникновения подобных случаев.

О гидроочистке дизельного топлива. Специалисты ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ВНИПИнефть» разработали технологию получения катализатора для получения Евро-5. Но в результате стали использовать катализатор компании Аlbemarle, и пришлось дополнительно закупить оборудования на 300 млн. дол., чего не нужно было делать. Таким образом, технология была разработана российская, а катализатор используется импортный.

Катализаторы для процесса изодепарафинизации. Успехов здесь добились и Институт катализа им.Г.К. Борескова СО РАН, и ООО «ВНИИ НП», но упорно покупаются зарубежные катализы.

Катализаторы для изомеризации. Все западные технологии вполне можно перевести на отечественный катализатор СИ-2. Наши технологии закупили Индия и Китай. Это должно быть нашим ориентиром. Нужно заниматься не только вопросами импортозамещения, но и реализацией наших проектов на экспорт. Сколько установок построено и сколько еще установок по изомеризации еще будет разработано? Следует отметить разработку под руководством акад. С.Н. Хаджиева новой, прорывной технологии алкилирования изобутана олефинами на твердом катализаторе. Мировые компании ее не очень приветствуют. Пилотная установка прекрасно работает, вполне можно делать установки промышленные.

Но в нефтяных компаниях это почемуто тормозится.

По катализаторам для глубокой переработки нефти, а именно – для процессов каталитического крекинга похвастать пока особо нечем.

Сейчас развивается ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов». Технология, в свое время приобретенная в Японии по инициативе акад. С.Н. Хаджиева, долгое время не использовалась. Сейчас на заводе по этой технологии выпускается 3…4 т катализатора в год. Нужно объединить силы специалистов завода и сотрудников Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, тогда мы сможем по катализаторам крекинга выйти на самый высокий мировой уровень. Омский филиал института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН разработал хорошие катализаторы крекинга, но они работают только в ОАО «Газпром нефть–Омский НПЗ». ОАО «ВНИПИнефть» вместе ОАО «Газпром нефть» модернизирует катализаторное производство. Объем производства катализаторов Омского завода – 1000 т, но можно увеличить до 9 000 т.

Глубина переработки нефти, к сожалению, еще довольно долго будет оставаться низкой. Во многом потому, что процессы требуют колоссальных денежных вложений. В России никогда не было проектного финансирования. Невозможно иметь проектное финансирование при 15% годовых, тогда как западные банки давали кредиты под 1–3%. И сегодня наши нефтяные компании должны около 100 млрд. дол. вернуть западным банкам. Это означает, что глубокая переработка будет остановлена.

Очень важно то, что сегодня у нас есть прекрасные примеры по глубокой переработке в г. Нижнекамске (ОАО «Таиф-НК») Прекрасно спроектировано, построено, работает уже в течение года без остановок. Это то, что нужно пропагандировать и внедрять на других заводах.

В Институте нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН разработана технология гидроконверсии тяжелых нефтяных остатков с получением облагороженной легкой нефти, которая становится пригодной для переработки на существующих НПЗ по уже сложившимся традиционным технологиям. Это прорывная технология. Ошибка в том, что сейчас ведется проектирование и строительство опытно-промышленной установки на 50 000 т/г (ОАО «Татнефть»). Планируется внедрение в ОАО «Газпром» (Астрахань) – 800 тыс.т/г, ОАО «Газпром нефть» (Москва) – 2,0 млн.т/г, в ОАО «Ильский НПЗ».

В результате опять будем технологии закупать за рубежом. Так, компания Uniflex сегодня продала семь лицензий, KBR – 9 лицензий. В Италии проектируют установку на 1 млн. т.

При очевидном преимуществе технологии Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН мы можем оказаться в ситуации, когда через 4–5 лет будем закупать западные технологии.

По моему мнению, на базе Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН следует объединить все катализаторные направления нефтепереработки и нефтехимии, а на базе

Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН – разработку процессов, связанных с глубокой переработкой нефти. В работах, которые сейчас ведутся в ОАО «Газпром» под руководством акад. А.Н.

Дмитриевского по переработке матричной нефти, задействованы все ведущие институты Академии наук для разработки технологии. Это те «ростки», которые помогут выйти на передовые позиции в области нефтехимии и нефтепереработки. Не надо говорить, что у нас нет денег и технологий, надо просто правильно перегруппироваться, и тогда мы сможем решить наши главные задачи – импортозамещение и не только.

Нам нужно научиться конкурировать с лучшими западными технологиями и научиться их обыгрывать.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В России разработаны конкурентоспособные на мировом рынке технологии и катализаторы переработки нефти, включая следующие процессы:

  • атмосферно-вакуумной перегонки нефти;
  • гидроочистки топлив;
  • изомеризации;
  • алкилирования;
  • каталитического крекинга;
  • замедленного коксования;
  • гидрокрекинга;
  • комплексной переработки матричной нефти;
  • получения этилбензола.

Для ускорения процесса разработки и внедрения отечественных технологий создана технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов».

Использование при модернизации предприятий отрасли отечественных технологий, оборудования и услуг российских инжиниринговых компаний позволит ослабить зависимость от импорта и решить проблему импортозамещения в отрасли. ОАО «ВНИПИнефть», являясь ведущей в России инжиниринговой компанией, готово оказывать весь комплекс необходимых на рынке инжиниринговых услуг для модернизации действующих и строительства новых объектов нефтепереработки и нефтехимии.