Автор: Н.Р. Акбашев (ЗАО «РНПК»),А.В. Солодовников(ФГБОУ ВПО УГНТУ).
Опубликовано в журнале Химическая техника №2/2014
Вступление в силу документа №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 4 марта 2013 г.[1] ознаменовало новый виток в развитии отечественного законодательства в области промышленной безопасности, основанный на риск-ориентированном подходе при предписании обязательных к исполнению требований по обеспечению промышленной безопасности эксплуатирующими организациями.
Опасные производственные объекты (ОПО) нефтеперерабатывающей отрасли в силу использования на них большого количества опасных веществ относятся к I и II классам опасности (наиболее опасные).
Следовательно, организации, эксплуатирующие подобные объекты, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) и обеспечивать их работу.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.2013 г. №536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» [2] одним из требований при внедрении эксплуатирующими организациями СУПБ является периодическое (не реже 1 раза в течение календарного года) проведение анализа функционирования системы управления промышленной безопасности. Об этом также напоминает известный принцип PDCA Plan–Do–Check–Act (планируй–делай–проверяй–улучшай), на котором основана модель системы менеджмента безопасности труда OHSAS 18001:2007 [3]. Согласно данному стандарту, высшее руководство предприятия должно с запланированной периодичностью анализировать систему менеджмента безопасности труда для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности, а также дальнейшего улучшения.
Каких-либо методических рекомендаций или указаний, содержащих детальные требования к перечню вопросов, освещаемых непосредственно в процессе анализа функционирования СУПБ, не разработано.

Однако существуют требования к системам менеджмента безопасности труда, на которых основываются современные системы управления промышленной безопасностью. Так, согласно стандарту [3], входные данные для анализа менеджмента должны включать:
- результаты внутренних аудитов и оценок соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация соглашается;
- результаты участия и консультирования;
- соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;
- действенность в области безопасности труда организации;
- степень достижения целей;
- статус расследования происшествий, корректирующих и предупреждающих действий;
- исполнение решений предыдущих анализов менеджмента;
- изменения обстоятельств, включая изменения законодательных и других требований в области безопасности труда;
- рекомендации по улучшению.
Указанные показатели полно и адекватно характеризуют уровень функционирования систем менеджмента безопасности труда. Однако с целью проведения анализа функционирования СУПБ необходимо дополнение перечня приведенных данных актуальными и детальными показателями и индикаторами, раскрывающими объективный уровень состояния дел на предприятии в разрезе управления промышленной безопасностью. В качестве удобного инструмента для достижения обозначенной цели видится применение выявленных показателей оценки организации работ в области промышленной безопасности.
С целью определения данных показателей был произведен анализ основных причин возникновения инцидентов и аварий (как последствий определенных «пробелов» в организации работ в области промышленной безопасности), произошедших в ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» за период 2011–2013 гг. В ходе анализа актов расследований более 400 технических инцидентов были выявлены основные группы причин возникновения инцидентов и их доля в общем распределении (см. рисунок).
Каждая из перечисленных причин характеризуется определенным фактором, оказывающим влияние на безопасность. Из проведенного анализа следует, что на уровень промышленной безопасности ОПО оказывают влияние следующие основные факторы:
- техническое состояние объекта;
- качество ремонтных работ;
- качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля;
- человеческий фактор;
- качество проектных работ;
- качество применяемых технических устройств.
Влияние каждого из факторов на безопасность различно и характеризуется долей причин возникновения инцидентов и аварий по вине данного фактора (вес фактора в общем результате).
Эффективность организации работ эксплуатирующей организации по поддержанию должного технического состояния объектов предприятия можно оценить по своевременности и полноте работ по замене физически изношенного оборудования, а также по проведению экспертиз промышленной безопасности и технического диагностирования оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы. В качестве показателей могут выступать:
- процент выполнения планов и программ по замене физически изношенного оборудования;
- процент внесения в планы и программы по замене физически изношенного оборудования реальной потребности производственников;
- процент выполнения запланированных экспертиз промышленной безопасности оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы;
- отношение числа предписаний Ростехнадзора по части дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу (%);
- отношение числа нарушений, выявленных в рамках осуществления производственного контроля, по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу (%);
- отношение числа аварий и инцидентов по вине дефектов оборудования, зданий и сооружений к общему числу (%).
Качество ремонтных работ напрямую зависит от компетентности, оснащенности необходимым оборудованием и инструментом, а также от опыта подрядных организаций, осуществляющих работы. Кроме того, для выполнения качественного ремонта целесообразно привлечение специализированных организаций, осуществляющих контроль качества проведения работ и консультации подрядных организаций и технического персонала эксплуатирующей организации.
Ключевые показатели:
- материальный ущерб (руб.) и простой (ч) производства по вине некачественного выполнения ремонтных работ;
- отношение числа аварий и инцидентов по вине некачественного выполнения ремонтных работ к общему числу (%);
- процент оснащенности необходимым оборудованием и инструментом подрядных организаций;
- процент рабочих подрядных организаций, прошедших периодическую проверку знаний в области охраны труда;
- процент специалистов и руководителей подрядных организаций, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности.
Качество проведения регламентных работ по обслуживанию, организация производственного контроля характеризуются следующими показателями:
- процент выполнения запланированных работ (текущие, средние, капитальные ремонты, ТО, осмотры), относящихся к оборудованию, зданиям и сооружениям согласно графикам планово-предупредительных ремонтов;
- процент наличия всего оборудования в графиках планово-предупредительных ремонтов;
- процент оборудования, своевременно не прошедшего необходимых испытаний и освидетельствований;
- процент метрологического оборудования, своевременно не прошедшего поверку;
- число нарушений, выявленных при обходе и записанных в вахтовом журнале;
- число нарушений, выявленных в рамках осуществления 1 и 2 этапа производственного контроля;
- число нарушений, выявленных службой производственного контроля;
- процент укомплектованности штата службы производственного контроля компетентными специалистами.
Несмотря на четвертое порядковое место в списке факторов, влияющих на безопасность, персонал играет решающую роль в функционировании СУПБ и характеризуется следующими показателями:
- опыт работы (лет) и процент наличия высшего технического образования у обслуживающего персонала;
- опыт работы (лет) и процент наличия высшего технического образования у специалистов и руководителей;
- процент укомплектованности штата;
- процент рабочих, прошедших периодическую проверку знаний в области охраны труда;
- процент рабочих, имеющих право обслуживания оборудования, подконтрольного Ростехнадзору (сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, котлы, компрессоры и др.);
- процент специалистов и руководителей, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности;
- отношение числа аварий и инцидентов по вине ошибок персонала к общему числу (%);
- наличие эффективно действующей системы премирования/депремирования персонала, отражающей достижения конкретного работника и соблюдение требований ПБ и ОТ.
Качество проектных работ зависит от квалификации проектировщика и опыта разработки подобных проектов. Ключевые показатели:
- отношение числа предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по части неверных/недостаточных проектных решений к общему числу (%);
- отношение числа предписаний Ростехнадзора, Госпожнадзора ГУ МЧС по части неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу (%);
- отношение числа аварий и инцидентов по вине неверных/недостаточных проектных решений к общему числу (%);
- отношение числа аварий и инцидентов по вине неверного (по технологическим, климатическим параметрам) подбора оборудования к общему числу (%).
Применяемые технические устройства и материалы должны проходить обязательную процедуру входного контроля, иметь необходимые сертификаты и инструкции.
В общем, в качестве показателей можно отметить:
- наличие структурного подразделения на предприятии, отвечающего за входной контроль, его обеспеченность необходимым оборудованием для проведения визуальноизмерительного, разрушающего и неразрушающего контроля, специалистами и экспертами для проведения испытаний;
- наличие нормативного документа или указаний, определяющих порядок и объем проведения входного контроля качества материалов, изделий и технических устройств, соответствие их нормативным требованиям;
- процент наличия разрешений на применение/сертификатов соответствия применяемых технических устройств;
- процент наличия паспортов, инструкций по эксплуатации применяемых технических устройств.
Результаты проведения анализа функционирования СУПБ с применением оценки по вышеперечисленным факторам позволят объективно оценить уровень организации работ на предприятии, выявить причины неблагоприятного состояния дел в управлении промышленной безопасностью, а также разработать корректирующие мероприятия, направленные на предупреждение аварий и несчастных случаев. Применение предлагаемого подхода к анализу функционирования СУПБ на предприятиях, имеющих в своем составе несколько опасных производственных объектов, позволит провести сравнение показателей безопасности на объектах внутри предприятия и выявить наиболее передовые начинания в организации работ по обеспечению требований ПБ с целью формирования эффективно действующей системы управления промышленной безопасностью всего предприятия и недопущения аварий и несчастных случаев.
Список литературы:
- №22-ФЗ от 04.03.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Постановление Правительства РФ от 26.06.2013г. №536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью».
- OHSAS 18001:2007. Occupational health and safety management systems – Requirements.