а, в – механические повреждения корпуса; б – следы коррозионного воздействия среды; г – трещины корпуса; д – разрушение лопасти крыльчатки электродвигателя вентилятора; е – отсутствия крепления к фундаменту

Автор: Г.А. Павлова, А.Г. Марков, А.М. Жиганьшин (ООО «МЕТАМ»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2014

Современное предприятие химической либо нефтеперерабатывающей отрасли невозможно представить без принудительной вентиляции.

Прекращение работы вентиляционного оборудования влечет остановку всего технологического комплекса предприятия, прекращение работы всех машин и механизмов. От надежной и безотказной работы систем вентиляции зависит безопасность, а зачастую и жизнь людей, поэтому вопрос технического состояния вентиляционного оборудования является актуальным. Его решение находится в основном в следующих направлениях: постоянном мониторинге и установлении технического состояния оборудования на основе применения современных методов неразрушающего контроля с оценкой остаточного ресурса и определением срока последующей безопасной эксплуатации.

Так как основные фонды взрывоопасных и химически опасных производств и объектов введены в эксплуатацию 40–50 лет назад, а реконструкция производств и объектов происходит низкими темпами, ~70% технических устройств на предприятиях уже отработали установленный ресурс безопасной эксплуатации, что чревато возможностью возникновения инцидентов и аварий.

К наиболее тяжелым последствиям, приносящим материальный ущерб и возникновение групповых несчастных случаев, приводят аварии на взрывопожароопасных производствах, которые присущи большинству промышленных предприятий. По количеству аварий, связанных с взрывами и пожарами, объекты химии и нефтепереработки находятся на первом месте. За последние годы число аварий остается на высоком уровне (рис. 1).

Рис.1. Аварийность на предприятиях химической отрасли
Рис.1. Аварийность на предприятиях химической отрасли

Удельные показатели аварийности и травматизма со смертельным исходом за период 1997–2012 гг., приведенные на рис. 2, также свидетельствуют о том, что за последние годы на химических и нефтеперерабатывающих предприятиях не прослеживается тенденции к снижению аварийности, несмотря на изменение общего объема производства.

Рис.2. Показатели аварийности и травматизма: 1– удельный показатель аварийности, аварий/млн. т; 2	– удельный показатель смертельного травматизма, чел./млн. т
Рис.2. Показатели аварийности и травматизма:
1 – удельный показатель аварийности, аварий/млн. т;
2 – удельный показатель смертельного травматизма, чел./млн. т

Учитывая большую изношенность оборудования и высокую агрессивность сред, контроль реального технического состояния вентиляционного оборудования является одним из основных методов, обеспечивающих безопасность производства в целом.

Методом, позволяющим получить до 70% информации о техническом состоянии вентиляционного оборудования, является визуальный и измерительный контроль, проводимый с целью выявления степени изнашивания, коррозии, локальной деформации, трещин и других дефектов, образовавшихся в процессе изготовления, транспортировки, эксплуатации и ремонтов. Визуальному контролю подвергаются внутренняя и наружная поверхности элементов оборудования. Наиболее типичными дефектами, обнаруженными при проведении диагностирования с помощью осмотра, являются механические и коррозионные повреждения корпуса вентилятора, разрушения рабочих колес, гибких вставок, креплений вентилятора к фундаменту. Некоторые из этих дефектов показаны на рис. 3.

  а, в – механические повреждения корпуса; б – следы коррозионного воздействия среды; г – трещины корпуса; д – разрушение лопасти крыльчатки электродвигателя вентилятора; е – отсутствия крепления к фундаменту

а, в – механические повреждения корпуса; б – следы коррозионного воздействия среды; г – трещины корпуса; д – разрушение лопасти крыльчатки электродвигателя вентилятора; е – отсутствия крепления к фундаменту

Контроль, осуществляемый на базе анализа основных параметров, к которым относятся параметры вибрации, является наиболее информативным. Известно, что при работе любого динамического оборудования возникают колебания, вызванные остаточным дисбалансом, расцентровкой, зазорами и т.п., которые и являются основными источниками диагностической информации, характеризующими его текущее состояние. В настоящее время теория и практика анализа сигналов вибрации достаточно хорошо разработаны, что позволяет получать достоверную информацию практически по любому дефекту, возникшему в процессе эксплуатации.

Основные дефекты, выявляемые с помощью вибродиагностического метода контроля:

  • дисбаланс рабочего колеса;
  • несоосность вала, повреждения вала;
  • трещины в раме или корпусе;
  • ослабление затяжки фундаментных болтов;
  • разрушение лопаток;
  • дефекты подшипников.

Величина вибрации позволяет косвенно судить о работоспособности вентиляционного оборудования.

Для динамического оборудования измеряемая и нормируемая величина – это средняя квадратичная виброскорость в диапазоне частот 10…1000 Гц. Точки измерения вибрации назначаются в местах передачи энергии вибрации от источника на упругое основание или другие части системы (плоскости опорных подшипников и опорные поверхности). Датчики вибрации устанавливаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях относительно оси ротора. Оценка средней квадратичной виброскорости проводится в соответствии с НТД.

При проведении измерений агрегат работает на номинальной нагрузке. При виброобследовании производятся измерения общего уровня средней квадратичной виброскорости в диапазоне частот 10…1000 Гц и спектральный анализ вибрации оборудования.

При исследовании спектра частот вибрации устанавливаются различные дефекты, сопровождающие работу оборудования. Результаты вибрационного контроля определяют дальнейший объем работ обследования.

По результатам вибрационного контроля определяются дефектные детали и в случае необходимости, если требуется принятие мер, проводится осмотр в целях выявления коррозии, локальной деформации, трещин и других дефектов на наружных поверхностях деталей.

При осуществлении периодической вибродиагностики осуществляются обнаружение и идентификация дефектов от момента их зарождения, определяется скорость их развития во времени и на основе анализа полученных данных прогнозируется остаточный ресурс.

Таким образом, основой системы обеспечения надежной работы вентиляционного оборудования, кроме системы технического обслуживания и ремонта оборудования, построенной по системе планово-предупредительных ремонтов, разработанной в 1960–1970 гг., является периодическое диагностирование, позволяющее с учетом различной наработки, неодинаковых коэффициентов нагрузки и, следовательно, различного изнашивания оборудования принять правильное решение либо о необходимости вывода его в ремонт, либо о продлении эксплуатации на определенный период.

Компания «МЕТАМ» неоднократно осуществляла данные виды контроля в составе работ по экспертизе промышленной безопасности динамического оборудования на предприятиях холдинга «СИБУР». В ходе первичного вибрационного обследования оборудования, предшествующего его полной разборке для диагностирования, в 8% случаев была обнаружена повышенная вибрация, превышающая допустимые нормы.

Это позволило выявить при детальном обследовании такие дефекты, как повышенный износ подшипников, изменение геометрии вала (увеличенная кривизна, зазоры), разбалансировка рабочего колеса, и провести своевременный ремонт данного оборудования. Таким образом, сочетание периодического мониторинга и своевременное выполнение графика планово-предупредительных ремонтов позволяют повысить надежность и безопасную работу динамического оборудования.