Автор: А.А. Рубанов (НПП «Герда»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2014

Легкий электротранспорт класса гольф-кар (развозные и прогулочные легкие электромобили, в том числе индивидуального пользования, максимальная мощность тягового привода которых не превышает 10 кВт) является в настоящее время одним из наиболее привлекательных (с точки зрения внедрения) видов транспорта, так как существует вполне определенная и обширная ниша его использования, а затраты на создание и внедрение относительно невелики. Такие машины нужны практически везде – не только на полях для гольфа.

Например, для передвижения по крупным инфраструктурам (вроде аэропортов, выставочных комплексов, обширных производственных предприятий, спортивных объектов и т.п.), для перевозки небольших грузов по территориям промышленных и торговых предприятий.

К настоящему времени в развитых странах Западной Европы и Северной Америки уже сложился рынок легких нетрадиционных транспортных средств. Они пользуются возрастающей популярностью, объемы их производства устойчиво и существенно возрастают в среднем на 200% в год.

Однако следует обратить внимание на недостаточную проработку электротранспортного средства для индивидуальных поездок не только в специально выделенных зонах, но и в черте города: автомобиль часто чрезмерно дорог и излишне универсален. Специалистам представляется, что такой миниэлектромобиль с оптимальными параметрами мог бы быть достаточно широко востребован. Например, его максимальная скорость вряд ли должна превышать 25…50 км/ч (даже 20 км/ч при передвижении в рамках закрытых зон); грузоподъемность и вместимость – не более 100 кг и трех человек; пробег на одной зарядке – не более 50…100 км). Такие параметры позволят упростить и удешевить конструкцию, сделать миниэлектромобиль доступным для среднего городского жителя.

По подобным транспортным средствам, их базовым компонентам, а также по развитию маркетинга для их применения имеет место существенное отставание российских разработчиков, изготовителей и пользователей, хотя еще в относительно недавнем прошлом в России проводилось внедрение первых опытно-промышленных достаточно представительных партий электромобилей.

Основные причины кризисного положения в отечественном электромобилестроении кроются в наличии нерешенных проблем не только технического, но и экономического и концептуального характера.

Среди технических трудностей следует отметить:

  • необходимость подзарядки и тренировки аккумуляторных батарей от внешней сети постоянного тока;
  • невысокие удельные характеристики, ограничивающие дальность пробега и снижающие грузоподъемность из-за аккумуляторных батарей с большой массой;
  • неудобства эксплуатации, связанные с обслуживанием аккумуляторных батарей (специальное оборудование и специально обученный персонал);
  • относительно большое время заряда;
  • небольшое число циклов использования аккумуляторных батарей.

Проанализировав целый ряд концепций разработки, а также недостатки созданных электромобилей НПП «Герда» совместно с ООО «Камышинский машзавод» отработали свою концепцию создания легкого электромобиля, в основу которой положен системный подход, удовлетворяющий требования рациональности и конкурентоспособности с учетом назначения и использования в различных инфраструктурах.

Целесообразно перечислить основные характерные черты этой концепции. Данное транспортное средство:

  • не должно регистрироваться в органах ГИБДД;
  • не требует ежегодного технического осмотра;
  • не требует обязательного страхования ОСАГО; логом;
  • работает практически без вредных выбросов в атмосферу;
  • обладает низким уровнем шума;
  • имеет запас хода не менее 30 км;
  • имеет дорожный просвет около 220 мм;
  • имеет независимую подвеску всех колес;
  • обладает высокой проходимостью;
  • отличается простотой управления;
  • выпускается в различных модификациях под конкретные требования заказчика;
  • имеет систему рекуперации электроэнергии.

В рамках реализации этой концепции было разработано целое семейство «ГЕРДАКАР электро».

Это – компактные, простые в управлении, изящные электромобили для внутренних перевозок, предназначенные для перемещения пассажиров и небольших грузов по дорогам с твердым покрытием, а также по легкому бездорожью.

Базовая комплектация имеет следующие основные данные:

  • грузоподъемность – 450…550 кг;
  • снаряженная масса – не более 565 кг;
  • скорость – не более 25…30 км/ч;
  • тормозной путь при скорости 20 км/ч – не более 6,5 м;
  • радиус поворота (минимальный) – 4,65 м;
  • минимальный запас хода – не менее 30 км;
  • двигатель – электрический с параллельным возбуждением;
  • номинальная мощность – 3,7 кВт;
  • аккумуляторы (4) 12 В, 110 А⋅ч или 200 А⋅ч;
  • время заряда аккумуляторов – 4 ч;
  • долговечность аккумуляторов – 1 000 циклов;
  • уровень шума при скорости 20 км/ч – 53…55 дБ;
  • дорожный просвет – не менее 220 мм;
  • длина×ширина×высота – 3 850×1 240×1 900 мм;
  • колесная база – 1 850 или 2 630 мм;
  • трансмиссия – одноступенчатый редуктор;
  • колея передних/задних колес – 975/985 мм.

НПП «Герда» разработало ряд модификаций, отличающихся типом и размерами грузового отсека, а также числом пассажирских мест, включая варианты с самосвальным кузовом, удлиненные пассажирские (до пяти пассажиров), грузовые (с длиной кузова до 1 600 мм) и грузопассажирские модели. По заказу ГЕРДАКАР электро может оснащаться двигателем увеличенной мощности (4,2 или 5,3 кВт), который, кроме повышения общих технических харак-теристик автомобиля, обеспечивает возможность рекуперации электроэнергии при движении накатом и торможении, что значительно увеличивает запас хода.

Для всех моделей имеется широкий перечень дополнительного оборудования, включая крышу, ветровое стекло, дополнительные устройства освещения и световой сигнализации, ремни безопасности, бензиновый двигатель и т.д.

Для проверки потребительских свойств, характеризующих качество автомобилей ГЕРДАКАР, были выполнены сертификационные испытания аккредитованной Росстандартом испытательной лабораторией ООО «Эксперимент», на основании которых орган сертификации Фонда «Центр сертификации» в рамках добровольной сертификации выдал сертификат соответствия (№РОСС RU. МТ27.НОО131) и разрешение на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р.

Казалось бы, принадлежность ГЕРДАКАР электро к «легкомысленному» классу гольф-каров не заставляет обратить на него внимание серьезных людей, скажем производственников. На самом деле, если подумать, такое транспортное средство может пригодиться для самых разных, в том числе серьезных, целей.

Теперь такие миниэлектромобили есть и в России.