Автор: А.А. Рубанов (НПП «Герда»).
Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2014
Легкий электротранспорт класса гольф-кар (развозные и прогулочные легкие электромобили, в том числе индивидуального пользования, максимальная мощность тягового привода которых не превышает 10 кВт) является в настоящее время одним из наиболее привлекательных (с точки зрения внедрения) видов транспорта, так как существует вполне определенная и обширная ниша его использования, а затраты на создание и внедрение относительно невелики. Такие машины нужны практически везде – не только на полях для гольфа.
Например, для передвижения по крупным инфраструктурам (вроде аэропортов, выставочных комплексов, обширных производственных предприятий, спортивных объектов и т.п.), для перевозки небольших грузов по территориям промышленных и торговых предприятий.
К настоящему времени в развитых странах Западной Европы и Северной Америки уже сложился рынок легких нетрадиционных транспортных средств. Они пользуются возрастающей популярностью, объемы их производства устойчиво и существенно возрастают в среднем на 200% в год.
Однако следует обратить внимание на недостаточную проработку электротранспортного средства для индивидуальных поездок не только в специально выделенных зонах, но и в черте города: автомобиль часто чрезмерно дорог и излишне универсален. Специалистам представляется, что такой миниэлектромобиль с оптимальными параметрами мог бы быть достаточно широко востребован. Например, его максимальная скорость вряд ли должна превышать 25…50 км/ч (даже 20 км/ч при передвижении в рамках закрытых зон); грузоподъемность и вместимость – не более 100 кг и трех человек; пробег на одной зарядке – не более 50…100 км). Такие параметры позволят упростить и удешевить конструкцию, сделать миниэлектромобиль доступным для среднего городского жителя.
По подобным транспортным средствам, их базовым компонентам, а также по развитию маркетинга для их применения имеет место существенное отставание российских разработчиков, изготовителей и пользователей, хотя еще в относительно недавнем прошлом в России проводилось внедрение первых опытно-промышленных достаточно представительных партий электромобилей.
Основные причины кризисного положения в отечественном электромобилестроении кроются в наличии нерешенных проблем не только технического, но и экономического и концептуального характера.
Среди технических трудностей следует отметить:
- необходимость подзарядки и тренировки аккумуляторных батарей от внешней сети постоянного тока;
- невысокие удельные характеристики, ограничивающие дальность пробега и снижающие грузоподъемность из-за аккумуляторных батарей с большой массой;
- неудобства эксплуатации, связанные с обслуживанием аккумуляторных батарей (специальное оборудование и специально обученный персонал);
- относительно большое время заряда;
- небольшое число циклов использования аккумуляторных батарей.
Проанализировав целый ряд концепций разработки, а также недостатки созданных электромобилей НПП «Герда» совместно с ООО «Камышинский машзавод» отработали свою концепцию создания легкого электромобиля, в основу которой положен системный подход, удовлетворяющий требования рациональности и конкурентоспособности с учетом назначения и использования в различных инфраструктурах.
Целесообразно перечислить основные характерные черты этой концепции. Данное транспортное средство:
- не должно регистрироваться в органах ГИБДД;
- не требует ежегодного технического осмотра;
- не требует обязательного страхования ОСАГО; логом;
- работает практически без вредных выбросов в атмосферу;
- обладает низким уровнем шума;
- имеет запас хода не менее 30 км;
- имеет дорожный просвет около 220 мм;
- имеет независимую подвеску всех колес;
- обладает высокой проходимостью;
- отличается простотой управления;
- выпускается в различных модификациях под конкретные требования заказчика;
- имеет систему рекуперации электроэнергии.
В рамках реализации этой концепции было разработано целое семейство «ГЕРДАКАР электро».
Это – компактные, простые в управлении, изящные электромобили для внутренних перевозок, предназначенные для перемещения пассажиров и небольших грузов по дорогам с твердым покрытием, а также по легкому бездорожью.
Базовая комплектация имеет следующие основные данные:
- грузоподъемность – 450…550 кг;
- снаряженная масса – не более 565 кг;
- скорость – не более 25…30 км/ч;
- тормозной путь при скорости 20 км/ч – не более 6,5 м;
- радиус поворота (минимальный) – 4,65 м;
- минимальный запас хода – не менее 30 км;
- двигатель – электрический с параллельным возбуждением;
- номинальная мощность – 3,7 кВт;
- аккумуляторы (4) 12 В, 110 А⋅ч или 200 А⋅ч;
- время заряда аккумуляторов – 4 ч;
- долговечность аккумуляторов – 1 000 циклов;
- уровень шума при скорости 20 км/ч – 53…55 дБ;
- дорожный просвет – не менее 220 мм;
- длина×ширина×высота – 3 850×1 240×1 900 мм;
- колесная база – 1 850 или 2 630 мм;
- трансмиссия – одноступенчатый редуктор;
- колея передних/задних колес – 975/985 мм.
НПП «Герда» разработало ряд модификаций, отличающихся типом и размерами грузового отсека, а также числом пассажирских мест, включая варианты с самосвальным кузовом, удлиненные пассажирские (до пяти пассажиров), грузовые (с длиной кузова до 1 600 мм) и грузопассажирские модели. По заказу ГЕРДАКАР электро может оснащаться двигателем увеличенной мощности (4,2 или 5,3 кВт), который, кроме повышения общих технических харак-теристик автомобиля, обеспечивает возможность рекуперации электроэнергии при движении накатом и торможении, что значительно увеличивает запас хода.
Для всех моделей имеется широкий перечень дополнительного оборудования, включая крышу, ветровое стекло, дополнительные устройства освещения и световой сигнализации, ремни безопасности, бензиновый двигатель и т.д.
Для проверки потребительских свойств, характеризующих качество автомобилей ГЕРДАКАР, были выполнены сертификационные испытания аккредитованной Росстандартом испытательной лабораторией ООО «Эксперимент», на основании которых орган сертификации Фонда «Центр сертификации» в рамках добровольной сертификации выдал сертификат соответствия (№РОСС RU. МТ27.НОО131) и разрешение на применение знака соответствия системы сертификации ГОСТ Р.
Казалось бы, принадлежность ГЕРДАКАР электро к «легкомысленному» классу гольф-каров не заставляет обратить на него внимание серьезных людей, скажем производственников. На самом деле, если подумать, такое транспортное средство может пригодиться для самых разных, в том числе серьезных, целей.
Теперь такие миниэлектромобили есть и в России.