Опубликовано в журнале Химическая техника №8/2017
С 26 по 28 июля состоялся семинар представителей служб технического обслуживания, ремонтов и капитального строительства ОАО «МХК «ЕвроХим» – крупнейшего в России производителя минеральных удобрений. Семинар проводится уже 14 лет на разных предприятиях компании. В этом году он был организован в ОАО «Невинномысский Азот» и ООО «ЕвроХим – Белореченские минудобрения». Тема семинара: «Безопасная организация работ при выполнении ТОиР и капитального строительства, повышение качества ремонтно-строительных работ в условиях оптимизации затрат и сроков проведения ремонтов».
Семинар начался с посещения производственных площадок ОАО «Невинномысский Азот», где участникам рассказали о том, что сделано на предприятии в последние годы.
На открытии заседания с приветственным словом к собравшимся обратился технический директор ОАО «Невинномысский Азот» В.Я. Кайль. Он отметил, что от служб ТОиР во многом зависит эффективность работы компании и рассказал о планах развития завода.
Руководитель Департамента ТОиР В.Г. Гриценко в своем выступлении подвел итоги выполнения заданий, вошедших в Протокол семинара 2016 г. Так, в соответствии с решением Протокола на предприятиях разработана единая размерная сетка и перечень штрафных санкций, внесенный в договоры подряда при их заключении, определены требования к руководителям ремонтных служб по мониторингу технического состояния оборудования, трубопроводов, в частности, проведен анализ и сформирован перечень наиболее критичных трубопроводов и технологического оборудования, работающих под воздействием опасных коррозионных сред, представлены предложения по формированию единой технологической карты по ремонту и реконструкции трубопроводных эстакад и др.
МХК «ЕвроХим» поставила цель стать образцовой компанией в области безопасности на производстве. И последние несколько лет на семинарах вопросам безопасности уделяется большое внимание. В докладе Руководителя по промышленной безопасности, охране труда и экологии Дивизиона «Удобрения», Россия и СНГ А.И. Заричного была приведена статистика травматизма за 1 полугодие 2017 г. В качестве основных причин он назвал падение с высоты, воздействие движущихся или вращающихся механизмов и падение предметов с высоты. При этом он отметил, что падение с высоты – это основная причина травматизма не только в «ЕвроХиме», но и вообще в стране (33% всех несчастных случаев). Основным фактором травматизма он считает неудовлетворительную организацию работ и отсутствие достаточного контроля за проведением работ. По его мнению, для предупреждения травматизма необходимо, в частности, обеспечить 100%-ную прозрачность отчетности, непрерывную работу с персоналом, проводить внутренние расследования несчастных случаев, аварий, инцидентов и происшествий.
Много внимания проблеме снижения травматизма было уделено и в докладе генерального директора ООО «Новомосковск-ремстройсервис» А.В. Милакова. Так, в организации были разработаны и введены в действие мероприятия по предупреждению ДТП (визуализации автобусов, регулярный анализ светового потока фар автотранспортных средств). Разработан также регламент по сезонному переходу транспортных средств цеха механизации на зимний и летний периоды работы, проводятся экзамены водителей цеха механизации на знание правил дорожного движения. Для обеспечения безопасности при выполнении работ с инвентарных лесов введен «Перечень недопустимых нарушений при эксплуатации инвентарных лесов»; разработана и введена в действие «Инструкция о порядке монтажа, демонтажа и эксплуатации модульных лесов с клиновым соединением Layher Allroynd», создан участок по установке лесов в филиале организации в г. Котельниково. Для визуализации проведения работ на высоты с инвентарных лесов разработаны введены в действие разрешающие и запрещающие знаки. В планах – получить лицензию на право преподавательской деятельности; приобрести мобильное учебное здание (класс) и начать обучение рабочих и инженерно-технических работников организации безопасному проведению работ на высоте. Кроме того, принято решение построить тренажерный комплекс для обучения проведения работ на высоте. Для предотвращения травм работников движущимися предметами переоснащены ворота, двери производственных цехов и зданий, установлены ограничители открывания дверей, ведется замена на новые секционные ворота DoorHan, выложена противоскользящая плитка на всех входных группах организации. Принято также решение проводить перед сменами медицинский контроль для своевременного выявления у работников причин недомогания с целью снижения риска возникновения производственного травматизма
Главная задача таких мероприятий – обеспечение оптимальной среды для выполнения трудовых функций персонала в условиях современного конкурентоспособного производства, повышение моральной и материальной заинтересованности работников в достижении высокого уровня культуры своего труда.
Вопросам промышленной безопасности и охраны труда при выполнении ТО и ремонтов было уделено внимание и в докладе А.И. Стульнева, директора по ТОиР ООО «ЕвроХим-БМУ». Он отметил, что с 2015 г. по настоящее время случаев травмирования персонала «ЕвроХим-БМУ» при проведении работ не было. В докладе он подробно описал также виды нарушений правил промышленной безопасности и охраны труда подрядными организациями, в результате которых была приостановлена работа этих организаций.
О становлении и развитии ремонтной службы в ТОО «ЕвроХим –Каратау» рассказал директор по ТОиР В.В. Толстых. Среди целевых направлений стратегической программы он отметил создание и поддержку единой базы данных оборудования и технических устройств, совершенствование процессов организации, методов и систем технического диагностирования, разработку и внедрение элементов системы управления ТОиР, автоматизацию процедур, строительство и оснащение современной ремонтной базы с передачей функций ТОиР на полный сервис.
О планах по развитию ООО «НевРСС» на 2017–2019 г. рассказал И.Г. Ищенко. Так, В 2017 г. проведены мероприятия по улучшению обеспеченности АО «Невинномысский Азот» строительными лесами, в 2018 г. на базе ООО «НевРСС» будет организован участок по техническому обслуживанию и ремонту вентиляционных установок сантехнического назначения АО «Невинномысский Азот».
С большим интересом участники совещания заслушали сообщение о работах по организации сервисного центра ООО «ПГ «Фосфорит» и ОАО «ЕвроХим Северо-Запад». В настоящее время ведется комплектование персонала подразделений, формируется управление централизованного ремонта механического оборудования и организация сервисного обслуживания на базе цеха централизованного ремонта технологического оборудования, строительство и пуск РСК, закупка и монтаж необходимого оборудования. В ходе дискуссии В.Г. Гриценко высказал несколько замечаний по поводу организации сервисного центра и рекомендовал обратиться к опыту Невинномысской и Новомосковской РСС.
Подробный анализ состояния ремонтной службы Дирекции по ТОРиС АО «Невинномысский Азот» дал в своем докладе директор по ТОРиС В.П. Борисов. Еще в 2008 г. из отдельных локальных ЦЦРТО, обслуживающих определенные группы цехов, было создано Управление ЦЦРТО с формированием подразделений по специализации обслуживаемого оборудования и обслуживающих все цеха предприятия. Это позволило унифицировать подходы к ТОиР, распространить эффективные методы организации работ и современные ремонтные технологии, оптимизировать привлечение ремонтного персонала в период эксплуатации цехов и в период проведения остановочных ремонтов, а также наладить эффективное взаимодействие с отделами главных специалистов. Он поделился и опытом работы с лесами Layer. Так, согласно принятому в Дивизионе «Удобрения» решению о работе на высоте с применением клиновых строительных лесов, установленных только силами специального персонала РСС, был заключен договор на централизованную установку лесов с ООО «НевРСС», где был создан специализированный участок. Серьезная работа ведется на предприятии и в области подготовки кадров – это и специализированные тренинги, и внедрение тренажеров для выполнение отдельных видов работ, и построение системы периодического объективного контроля профессионального развития, вовлечение большего количества работников на участие в конкурсах «Лучший по профессии»; и возврат к периодическому подтверждению присвоенной квалификации. Все это, безусловно, влечет за собой и повышение безопасности труда. На заводе постоянно ведется замена морально и физически устаревшего оборудования; применяется высокопроизводительное и более точное оборудование и оснастка; эксплуатационный и ремонтный персонал оснащается приборами диагностики и др. Запланировано строительство ремонтно-складского комплекса на территории предприятия.
Уже несколько лет на семинаре присутствуют и представители зарубежных предприятий МХК «ЕвроХим» – «ЕвроХим-Антверпен» (Бельгия) и АО «Лифоса» (Литва).
О том, какие проблемы в области обеспечения безопасности проведения работ встречаются на предприятии в Антверпене и способах их решения рассказал
L. Hoppenbrouwers.
L. Hoppenbrouwers.
Важная задача службы ТОиР – снижение затрат и времени на ремонт оборудования. Своевременное проведение всех подготовительных работ значительно сокращает сроки ремонта, улучшает качество и снижает стоимость ремонтных работ. О том, каким образом этого добиваются в АО «Лифоса», рассказал Директор по техническому обслуживанию и ремонтам Э. Шерялис. Объем и трудоемкость ремонтных работ на следующий год определяются с начала эксплуатации после предыдущего капитального ремонта. Перед капитальным ремонтом подробно определяется потребность во вспомогательной технике (краны, средства подмащивания и др.), своевременно заказываются и закупаются необходимые материалы. Планируются буквально по часам остановки технологического оборудования, время на очистку, проведение ремонта и пуск после ремонта. Выявляются работы, требующие больше всего времени («bottle neck») для их выполнения – их планированию уделяется повышенное внимание. Проводится анализ результатов мониторинга оборудования технического состояния во время предыдущего ремонта и во время эксплуатации для принятия решений на следующий капитальный ремонт (толщина металлов, трубок теплообменников; наличие натяжений лопастей воздуходувки и измерение вибраций воздуходувки при остановке и пуске). Во время проведения ремонта все решения оперативно принимаются на месте. Кроме того, если во время проведения прошлых ремонтах ремонтники собственного РМЦ или подрядчиков справились с поставленной задачей, те же люди направляются на ту же или похожую работу, в результате чего сокращается время на подготовку к работе. Весь комплекс работ выполняется параллельно, т.е. одновременно выполняется множество работ. Такая организация позволила значительно сократить время и стоимость проведения капитального ремонта.
Докладчик рассказал также о последних достижениях предприятия. Об основных методах сокращения сроков ремонта и повышения надежности работы оборудования в АО НАК «Азот» говорил С.И. Удовиченко, Директор по ТОРиС. Так, с целью регламентации процесса проведения текущего и капитального ремонта технологического оборудования было организовано составление технических условий на оборудование цехов, организована работа диспетчерской службы УЦЦР ТО, в функции которой входит консолидация заявок на проведение ремонтных работ, круглосуточная диспетчеризация их проведения, координация соблюдения установленных сроков выполнения работ и др. Разработан почасовой план остановки завода. В период остановочных ремонтов цехов Аммиак-4, Карбамид-3 дополнительно к объемам проводимых силами ПАО «НОРЭ» экспертиз проведен осмотр неразрушающим методом контроля врезок в трубопроводы синтез-газа, конвертируемого газа, углеаммонийных солей и диоксида углерода (высокого давления). Большой эффект дало внедрение и опытная эксплуатация электронного журнала дефектов. С целью минимизации риска возникновения пропусков вследствие некачественно выполненных ремонтных работ введена контрольная форма на разборку любого фланцевого соединения, благодаря чему произошло значительное снижение числа пропусков.
Большое внимание на заводах компании уделяется мониторингу оборудования. Предложения по внедрению систем коррозионного мониторинга в рабочем состоянии на производствах компании озвучил в своем докладе технический директор ПАО «НОРЭ» С.В. Панченко. Он предложил следующую схему: выделение оборудования, находящегося в зоне риска по коррозионному состоянию, определение практическим путем возможности и корректности проведения на нем замеров толщины стенки в рабочем состоянии и погрешность этих замеров, составление графика дополнительного мониторинга толщины стенок, проведение периодического контроля в течение определенного времени (в период между ЭПБ) и последующего анализа полученных результатов с определением скорости коррозии и частоты ее изменения, принятие решения о необходимости продолжения такого мониторинга и/или замены его стационарной системы мониторинга и/или изменения качества и частоты аналитического контроля. После этого совместно с владельцем разрабатывается программа мониторинга.
При проектировании новых производств, установок, оборудования и т.д., по мнению специалистов ПАО «НОРЭ», следует разработать стратегию компании, в которой должно быть определено, каким образом будет проводится мониторинг коррозионного состояния (оснащение основного технологического оборудования системами мониторинга, начиная с их проектирования, или решение уже возникших в процессе эксплуатации проблем). Он отметил, что согласно ТР ТС 032, на оборудование должно быть разработано Обоснование безопасности, в котором проектировщиком приводится описание основных повреждающих его нормальное состояние факторов. Фактически проектировщик уже определяет диагностические параметры. Это важно по той причине, что некоторые операции аналитического лабораторного контроля, выполняемого ЦЗЛ, можно автоматизировать благодаря наличию систем мониторинга (коррозионного состояния) по прямым или косвенным факторам. А системы мониторинга при их нормальном исполнении как раз и должны контролировать через дублирование/сравнение прямого контроля деградации (контроль показателей коррозионного состояния оборудования) и мониторинга факторов и условий эксплуатации (контроль параметров коррозионной ситуации. В связи с этим при проектировании необходимо учитывать возможности аналитического лабораторного контроля, выполняемого ЦЗЛ.
Комплексное применение методов коррозионного мониторинга даст возможность улучшить ситуацию с контролем коррозионного состояния оборудования и, как следствие, повысить надежность его работы.
Оптимизировать расходы по проведению мониторинга, по мнению докладчика, можно следующим образом: составить перечень потенциально опасных участков технологических установок и коммуникаций, в которых возможно протекание коррозионных процессов, оценить риск отказа и тяжести последствий незапланированных отказов оборудования вследствие коррозии, на основании чего следует сделать выбор соответствующего метода и периодичности контроля; планировать работы по контролю и организовать системы сбора, систематизации, хранения и использования результатов контроля. Организация системы коррозионного мониторинга является задачей, требующей привлечения как специалистов эксплуатирующих предприятий, так и диагностических/экспертных организаций.
В последний день семинара была организована экскурсия по цехам «ЕвроХим – Белореченские минудобрения».
В заключение В.Г. Гриценко отметил, что проводимые семинары и обмен опытом между ремонтными служба-ми Управляемых организаций и дочерних зависимых обществ способствуют совершенствованию организации работ по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному строительству, промышленной безопасности,
а также от имени всех участников выразил благодарность организаторам семинара, которые уже стали доброй традицией ремонтных служб «ЕвроХима».
а также от имени всех участников выразил благодарность организаторам семинара, которые уже стали доброй традицией ремонтных служб «ЕвроХима».