Опубликовано в журнале Химическая техника №8/2014
У российских нефтегазосервисных компаний есть немало препятствий, которые мешают им вести успешную деятельность на отечественном рынке. А теперь еще и сложившаяся политическая ситуация вносит свои коррективы. Введение США и ЕС новых санкций против энергетического и финансового секторов России, ставит ряд вопросов перед нефтяниками и газовиками. Что делать? Попытаться добиться их послабления или постараться справиться своими силами? Последний вариант простым никак не назовешь – далеко не все зарубежные технологии и виды оборудования можно заменить российскими.
Пути решения существующих проблем прокомментировал президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний В.А. Борисов.
Президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Александрович Борисов окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» (1974 г.) и Современную Гуманитарную Академию (г. Екатеринбург). С 2004 г. является руководителем двух предприятий нефтегазосервиса. Созданное им многопрофильное предприятие «ГеоИнТЭК» за пять лет своего существования стало одной из лидирующих нефтегазосервисных компаний Тюменской области.
На протяжении последних пяти лет – член Высшего Экологического Совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
За активное участие в работе Тюменского топливноэнергетического комплекса награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». За многолетнюю работу в области геологии, большой личный вклад в развитие минеральносырьевой базы России награжден почетной грамотой Министерства природных ресурсов Российской Федерации, почетными грамотами Губернатора Тюменской области, Председателя областной Думы Тюменской области, Мэра г. Тюмени.
В 2009 г. стал Лауреатом Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами». По инициативе В.А. Борисова в декабре 2009 г. создана Тюменская
Ассоциация нефтегазосервисных компаний – общественная организация, которая активно поднимает и обсуждает накопившиеся проблемы отрасли, предлагая различные варианты их решения.
Какие факторы тормозят полноценное развитие рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг сегодня?
– Стоит отметить несколько факторов. Во-первых, к ним можно отнести недоступность кредитов с «длинными» деньгами. Никто не выдаст ссуду на длительный сроки – от 5 до 10 лет. Плюс ко всему кредитные ставки очень высоки. С 28 июля Центральный банк в очередной раз поднял ставку рефинансирования на 0,5%– до 8% годовых.
Меры эти якобы принимаются для борьбы с инфляцией. Но, по сути, вслед за Западом это ужесточает санкции против российской экономики. Ставка рефинансирования в размере 8% неконкурентоспособна, потому что за рубежом она существенно меньше – 3%. Нужно учитывать и то, что 8% – не окончательный размер ставки. Банки честно выполняют выданные им инструкции, и в итоге кредитные ставки для сервисных предприятий увеличиваются от 11 до 18%.
Второй немаловажный фактор – налоги с нефтегазосервисных компаний взимаются по тому же принципу, что и с нефтяных предприятий. Отгрузил товар – заплатил НДС.
Но если нефтяная компания отгружает сырье и за это получает предоплату или деньги по факту, то нефтегазосервис, если можно так выразиться, отгружает услуги.
Только средства за них предприятия получают не сразу. По договору оплата услуг производится только через 60–90 дней. С начала работы до момента оплаты проходит 5–6 месяцев.
А выплатить НДС сервисная компания обязана через 20 дней после того, как закроет месяц. Она оказывается в «клещах»: авансы нефтяные компании не платят, и доходов пока нет, но налоги выплачивать она обязана. Нужной суммы для внесения налоговых платежей у компании может и не оказаться, и тогда фискальный орган имеет право заблокировать ее счет в банке. Это может парализовать деятельность предприятия. Велика вероятность, что завершить начатый проект ей попросту не удастся.
Сегодня доля российских нефтегазосервисных организаций в стране составляет 35%. Две трети на рынке занимают их зарубежные конкуренты. Нередко последние получают выгодные сделки во многом потому, что отечественным предприятиям не по карману современное оборудование. Изготовить его и окупить за три года, чтобы рассчитаться с банками, они тоже не в силах. Им приходится выкручиваться и брать на себя выполнение менее сложных проектов. Львиную долю активов наших банков составляют депозиты и вклады физических лиц. Многие из них работают, как в 19 веке – сберегательными кассами. По данным академика Аганбегяна, активы банков в сумме составляют 55 трлн. руб. и только 1 трлн. – это «длинные» деньги.
Нашим финансистам удалось уничтожить кредитование бизнеса. Государство должно быть двигателем экономики. Все достижения капиталистические стра-ны имеют потому, что они не боятся одалживать деньги. Долг США составляет 100% их собственного ВВП. Россия имеет 18% нашего ВВП. Есть и «золотая середина» – Германия и Франция используют 2/3 ВВП. Государство берет долг и тем самым создает необходимые условия для работы своей экономики. А мы с помощью НДС и НДФЛ не даем развиться предприятиям. Гайдаровско-кудринское врастание в мировую экономику надо прекратить.
Требует ли изменений и дополнений существующая договорная система (определение сроков действия документов, максимальных сроков оплаты по ним и т. д.)?
Безусловно, требует. В первую очередь, изменения должны коснуться юридических взаимоотношений заказчиков и исполнителей.
Сейчас контракты подписывают не более чем на один год. Я уже говорил, что по их условиям текущие работы подрядчики выполняют на собственные средства. Оплату по счетам они получают лишь через два месяца, а то и больше. При этом НДС они обязаны выплатить намного раньше, по факту выполнения заказов.
Еще один немаловажный недостаток, который я уже называл, касается высокой стоимости оборудования для отечественного нефтегазового сервиса и длительный срок его окупаемости. Это то, что дает преимущество зарубежным конкурентам. Изменить соотношение западных фирм и российских предприятий на нашем рынке можно. Нужно просто ввести в практику долгосрочные контракты, учитывающие перспективы развития поставщиков и заказчиков. Это поможет решить проблему, с которой постоянно сталкиваются наши бизнесмены.
Если говорить о поставках, то стране не хватает своего рода регулятора, который мог бы скорректировать объемы работ на год и распределить отдельно по регионам – сколько и какой техники, оборудования будет необходимо. Тогда участникам сервисного рынка будет проще ориентироваться в сложившейся ситуации и делать прогнозы на будущее.
По каким принципам, на Ваш взгляд, должна строиться ценовая политика на рынке?
– 15% продукции объема внутреннего производства не что иное, как контрафакт – таковы данные МВД России, обнародованные примерно год назад. Проблему эту можно смело назвать интернациональной. Для борьбы с ней необходимо использовать опыт Международной организации по стандартизации, которая учредила соответствующие комитеты.
Если говорить о ценовом демпинге в сфере услуг, то нефтяным компаниям не помешало бы проявить инициативу. Нужно установить критерии, ниже которых велика вероятность некачественно сделанной работы. При этом стоит игнорировать организации, предлагающие заманчиво невысокие цены. При проведении тендеров из числа участников необходимо исключить тех игроков, которые явно демпингуют. Для этого на правительственном уровне необходимо принять нормативный документ, касающийся заниженных цен.
Кроме того, в практику следует ввести заключения договоров на срок 3–5 лет и более. Это будет стимулировать предприятия в переоснащении современным оборудованием и технологиями, так как именно за такой период оно окупается.
Вы предложили создать Фонд поддержки сервисных компаний, который может помочь им выдачей микрозаймов. Открыт ли он? И если да, то насколько эффективна его деятельность?
Наше правительство сделало очень хороший шаг – создано Агентство кредитных ресурсов. Они могут дать предприятию до 90 млрд. руб. в залог. А вообще оно может выделить до 500 млрд. руб. Это учреждение поможет «сдвинуть с места наш паровоз». Агентство может существенно помочь, но нужно, чтобы в регионах были его филиалы. Их сегодня пока нет. Все вопросы нужно решать через Москву. Не стоит больше рассчитывать на Запад, нужно развивать свой инженерный корпус и свою экономику. Перспективы у нас очень хорошие.
В Екатеринбурге прошла Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ». На нем были Председатель Правительства страны, министры различных отраслей промышленности. Эта выставочная площадка, на которой были представлены разработки и зарубежных, и российских компаний, дала понять, что потенциал у нас огромный. Деньги в него вкладывают, и уже есть отдача. К примеру, «Уралвагонзавод» выступил с новыми блестящими идеями производства нового поколения поездов и электричек. У нас разработано много новых технологий для освоения космоса. То, что работает за орбитой Земли, можно использовать для народного хозяйства. Разумеется, это будет затратно и дорого, но оно того стоит.
Нефтяные компании имеют свои научные центры. Имеет смысл их объединить в федеральный научный центр по ТЭК. Он будет рассматривать не только узкие вопросы, которые стоят перед определенным предприятием, а решать задачи, которые стоят перед всеми нефтяными компаниями, как это было раньше. Ведь были же независимые НИИ, и они занимались фундаментальной наукой и разработкой новых технологий и оборудования для всего топливно-энергетического комплекса.
Какие технологии и оборудование используются при выполнении сервисных работ – российские или зарубежные?
Некоторые образцы российского оборудования составляет достойную конкуренцию импортным аналогам. Но в большинстве направлений наукоемкого и инновационного производства зарубежные разработки превосходят отечественные.
К сожалению, часть этого оборудования имеет очень высокую стоимость, а значит, и длительный срок окупаемости. Выходом из этой ситуации опять же может послужить заключение долгосрочных контрактов, учитывающих перспективы развития поставщиков и заказчиков.
Как бы вы охарактеризовали инвестиционный климат? Влияет ли на ситуацию внутренний экономический кризис?
Известны случаи, когда российские нефтегазосервисные предприятия меняют собственника и получают «вид на жительство» за рубежом.
Пожалуй, это самый «безобидный» способ появления иностранных компаний на российском рынке. Беда в том, нашем бизнесе нет больших возможностей для портфельных инвестиций и спекуляций на акциях, поэтому предприятия покупаются целиком, чтобы потом вести серьезную работу. Для нас это лучший вариант, чем создание конкурента в виде новой организации, филиала или представительства. Ведь в подобном случае меняется собственник, но сохраняются кадры, наработки, отношения в отрасли. Появляются финансовые ресурсы, новые технологии и оборудование, улучшается качество управления, повышается уровень жизни в компаниях и общий подход к работе. За ними подтягиваются и другие российские предприятия, порой за счет текучки кадров.
Но иногда события развиваются по другому сценарию: сотрудников предприятия не устраивает эксплуататорский настрой нового руководства. Им не нравится, что для работы в компанию привлекают иммигрантов. Не находят поддержки и варварские способы освоения недр. Как правило, такими методами грешат некоторые фирмы. К сожалению, это никак не стимулирует развитие промышленности и технологий.
Наше государство постепенно теряет рынок. По моему мнению, его половина должна принадлежать российским компаниям. Но нужно учитывать, что ВТО требует равных условий для всех его участников, а у нас нет технологий, которые позволяют работать на сложных проектах или на шельфе, нет достаточно качественного, эффективного и современного оборудования. Кроме того, молодые специалисты при первой возможности стремится уйти в иностранную фирму.
Мы понимаем, что пока не можем конкурировать с мировыми лидерами отрасли в проектах сложной добычи, разработке баженовской свиты, шельфовых или сланцевых проектах. В таких случаях мы не против участия международных специалистов в их реализации. Однако хотелось бы, чтобы недропользователи прибегали к услугам иностранных компаний только по необходимости (при отсутствии предложений на внутреннем рынке). В реальности все диаметрально противоположно – разработкой простых и доступных по инфраструктуре проектов занимаются иностранцы, а сложные и затратные варианты по остаточному принципу отдают нашим компаниям.
Какие изменения необходимо внести в российское законодательство для улучшения ситуации?
– Для развития нефтегазосервиса необходима поддержка научных и технологических разработок, развитие технопарков. Предприятия, способствующие добыче углеводородного сырья из скважин, расположенных в труднодоступных регионах или трудноизвлекаемых запасов, должны иметь такие же льготы от государства, как и недропользователи.
Есть надобность усилить контроль властей за соблюдением лицензионных соглашений.
Изменений требует и налоговое законодательство. Практика отложенных платежей за уже оказанные сервисные услуги (порой такая отсрочка достигает трех месяцев) приводит к тому, что малые нефтегазосервисные предприятия выступают кредиторами ликвидных нефтяных компаний. Это приводит к систематическим сбоям в своевременной выплате заработной платы. Выход из сложившейся ситуации есть. Нужно разрешить нефтегазосервисным предприятиям платить налог по оплате, а также уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму капитальных вложений, связанных с модернизацией производства и внедрением высокотехнологичного оборудования и технологий, программных продуктов.
Необходим и механизм по субсидированию со стороны государства на покупку оборудования нефтегазосервисными компаниями в лизинг. Например, Правительство Тюменской области оказывает господдержку предприятиям, приобретающим оборудование в лизинг путем компенсации первоначального взноса до 3 млн. руб.
Изменения должны коснуться и банковского сектора. Речь идет не только о вышеупомянутых дорогих кредитах. К числу серьезных помех в деятельности можно смело отнести устаревшие требования по их обеспечению, бюрократическая волокита, связанная не столько с оформлением займа, сколько с последующим отслеживанием финансово-хозяйственной деятельности предприятия, взявшего в долг.
Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности надлежит сформировать рабочую группу по взаимодействию со смежными отраслями и выработке совместных программ отраслевого развития. Минэнерго рекомендовано определить подразделение, ответственное за работу с поставщиками и подрядчиками нефтегазового комплекса.
Кроме того, министерство должно обеспечить публикацию информации о крупнейших закупках нефтегазовых компаний с госучастием, а также организовать сбор и публикацию сведений о среднесрочных потребностях нефтегазовых компаний в оборудовании и услугах. Также необходимо ускорить работы по формированию в России системы единой предварительной квалификации поставщиков нефтегазового комплекса по аналогии с западными системами Achilles и FPAL. Полагаю, что такой комплекс мер позволит скоординировать работу всех участников рынка и сделает его максимально открытым и прозрачным.
Повлияют ли, на Ваш взгляд, введенные США и ЕС санкции на нефтегазовую отрасль и рынок нефтесервисных услуг?
– Конечно, повлияют. Поначалу ничего хорошего от них ждать не придется. В первую очередь, снизятся темпы бурения, поскольку горизонтальным бурением в России занимаются западные компании. Запрет на поставки оборудования для нефтегазовых компаний уже отразился на региональном рынке.
Нефтегазосервис развивается по трем направлениям. Одно из них практиковалось в Советском Союзе.
Яркий пример тому – ОАО «Сургутнефтегаз». У предприятия мощная сервисная структура, которая ничем не уступает зарубежным корпорациям. Все сервисные работы они выполняют собственными силами. В прошлом году предприятие вложила 2 млрд. дол. в развитие собственного сервиса. К сожалению, случай этот единичный.
Второе направление – каждая нефтегазосервисная компания выживает, как может. Мне кажется, нам необходимо создать две сервисных структуры. Одна из них будет заниматься подземными, а другая наземными работами. Они и станут создателями различных технологий. Западные фирмы свои ноу-хау не продают и весьма неохотно с ними знакомят. Наши же достижения, которые никто не скрывает, конкуренты довольно охотно, мягко говоря, заимствуют. Правительству России следует пойти по пути Норвегии.
Как и в этой стране, 70% контрактов по оказанию нефтегазосервисных услуг должны быть подписаны с российскими компаниями. И тогда зарубежные предприятия будут работать у отечественных на субподряде.
Если иностранные компании поставить в такие условия, то они начнут продавать свои разработки, поскольку им просто некуда будет деваться. Любой кризис, который возникает, дает возможность начать жить по-новому. Мы будем рассчитывать на собственные силы и деньги. Несмотря на то, что российские банки привыкли просить средства за рубежом, они у нас есть. И мы должны это учитывать. Чтобы поддержать нашу отрасль, мы собираемся вместе с Ханты-мансийской ассоциацией нефтесервисных компаний и торгово-промышленными палатами Тюменской области и ХМАО в середине сентября в Тюмени в рамках V форума «Нефть. Газ. ТЭК» провести совещание и внести соответствующие предложения в адрес Правительства Российской Федерации. Уверен, что через два–три года ситуация с ТЭК коренным образом должна измениться в лучшую сторону.