Автор: О.В. Гревцов (ВНИИ СМТ), Е.Е. Груздев (ФДПО ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России)

Опубликовано в журнале Химическая техника №3/2017

В настоящее время приоритетные направления государственной политики и стратегического планирования Российской Федерации диктуют необходимость в формировании высокотехнологичной промышленности, повышении ее конкурентоспособности и обеспечении инновационного типа развития экономики государства при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду [1]. Эти задачи предполагается реализовать посредством перехода на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрения современных технологий в промышленном секторе Российской Федерации (государственное регулирование на основе НДТ).

В настоящее время нормативно-правовое поле в области государственного регулирования на основе НДТ в природоохранной сфере, промышленной политике, энергосбережении и повышении энергоэффективности представлено Федеральным законом 219-ФЗ, рядом правительственных постановлений и распоряжений, а также комплексом национальных стандартов серии «Наилучшие доступные технологии» [2–6].
В соответствии с п. 1 Федерального закона 219-ФЗ термин «наилучшая доступная технология» представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Это понятие означает экономически доступные и экологически обоснованные приемы и методы, направленные на внедрение ресурсосберегающих и безотходных производств, технологическое перевооружение, постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, формирование технологических основ устойчивого развития Российской Федерации.
Построение системы государственного регулирования на основе НДТ должно отразиться не только на экономическом состоянии промышленных предприятий, поскольку позволит предприятиям внедрить качественно новый подход для обеспечения своей хозяйственной деятельности, но и на природоохранном законодательстве.
Вместе с тем реализация политики государства в области внедрения НДТ нуждается в эффективной оценке.
Инструментом, способным дать оценку эффективности внедрения НДТ, может стать оценка риска как самостоятельный механизм определения продуктивности использования технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в качестве НДТ.
Согласно «Основам государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года
и дальнейшую перспективу» [7], одним из приоритетных направлений деятельности государства в части выполнения своих обязательств является совершенствование правового регулирования и государственного управления в целях последовательного снижения до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических факторов на население и окружающую среду.
Процедура оценки риска должна включать анализ различных этапов технологических процессов на производстве, отслеживать их взаимосвязь и представлять собой последовательность шагов, комбинация которых зависит от определенных факторов, например, потенциальной тяжести последствий аварий и угроз, наличия ресурсов, поступления дополнительных или новых данных о внедряемых технологиях, опасных свойствах продукции или усовершенствования методов и инструментов их выявления.
Вместе с тем методологические подходы к оценке риска, применяемые в нашей стране с 1997 г. [8], не позволяют в полной мере получить информацию о рисках и мерах по управлению ими на каждом из этапов жизненного цикла химических веществ/химической продукции.
В 2016 г. был утвержден технический регламент о безопасности химической продукции [9], который вступает в силу с 1 июля 2021 г. и устанавливает обязательные требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. В соответствии с установленными в техническом регламенте [9] правилами новые химические вещества, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, должны пройти процедуру нотификации путем внесения сведений о них в реестр химических веществ и смесей. Это является обязательным условием при выдаче разрешения на использование химической продукции.
Сведения, направляемые заявителем в уполномоченный орган в целях нотификации новых химических веществ, должны включать отчет о химической безопасности. Отчет о химической безопасности содержит ясное и краткое описание химической продукции, ее возможных опасностей и способности воздействия на человека (персонал, потребителя) и (или) окружающую среду, а также описание практических методик управления риском, которые компания ввела для того, чтобы минимизировать риски со стороны этих опасностей и воздействий.
В основу структуры отчета о химической безопасности заложены элементы Глобальной стратегии управления продукцией (GPS), разработанной Международным советом химических ассоциаций (ICCA) в качестве выполнения обязательств в рамках Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM) ООН по устойчивому развитию, основной целью которого является сведение к минимуму к 2020 г. рисков, связанных с производством и использованием химической продукции [10].
В Руководстве GPS объединены основные международные положения и рекомендации в области оценки риска:
  • Руководство по управлению продукцией ICCA;
  • Руководство по оценке риска OECD (Организация экономического сотрудничества и развития);
  • Руководство по оценке рисков ECB (Европейское бюро по химическим веществам);
  • Руководство по оценке риска в соответствии с регламентом Европейского союза по производству и обороту всех химических веществ, включая их обязательную регистрацию (REACH);
  • ICCA руководство к методам оценки риска для веществ, производящихся в значительных объемах (HPV);
  • Методика оценки Риска ECETOC (Европейский центр экологии и токсикологии химической продукции);
  • Руководство по оценке риска ЕРА (Агентство США по охране окружающей среды).
Последовательность этапов исследований, осуществляемых GPS, отвечает требованиям современной системы управления химических веществ/химической продукции и предусматривает системный многоэтапный процесс для полной характеристики рисков и установления мер по их управлению.
В 2014–2016 гг. Ассоциация «НП КИЦ СНГ» первой в России практически реализовала разработку отчетов о безопасности на основе GPS на ряде предприятий Российской Федерации, среди которых АО «ЕвроХим» – крупнейший российский производитель минеральных удобрений в Российской Федерации. Подготовка отчета о химической безопасности позволила:
  • получить количественные характеристики рисков
    на каждом этапе производства продукции;
  • разработать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
  • осуществить первоочередное регулирование тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу.
Проведение оценки риска позволит оценить в количественном отношении эффективность снижения загрязнения окружающей среды до уровней, соответствующих НДТ, до и после внедрения технологии или технологического процесса на производстве, а, значит, эффективность внедрения НДТ.
Помимо экономической привлекательности использование GPS как инструмента оценки эффективности внедрения НДТ обеспечит проведение превентивных мер при установлении нормативов и планов поэтапного снижения загрязнений окружающей среды до уровней, соответствующих НДТ.
 
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.06.2014 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 21.07.2014 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 24.12.2014
2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015–2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий».
6. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации от 01.11.2013 Пр-2573).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.1997 25 и 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2016 1019 «О техническом регламенте о безопасности химической продукции».
9. Методические указания Международного совета химических ассоциаций по оценке риска химической продукции «Глобальная стратегия управления продукцией». 2010.