Автор: Ю.И. Гришин (ООО «ИНТРА ПРОЕКТ»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №8/2017

Развитие рынка грузовых внутренних и транзитных автоперевозок в России для обеспечения растущей потребности в перемещении продуктов производств сегодня является одной из актуальных задач. Вывести ее решение на новый уровень позволяет более широкое использование современных, экономичных видов топлива. Одним из перспективных направлений в данной области стало развитие сети заправок СПГ (сжиженный природный газ). Это – одно из приоритетных направлений деятельности компании «ИНТРА ПРОЕКТ» в области развития топливной инфраструктуры. 
Рынок грузоперевозок – один из важнейших сегментов любой экономики. В масштабах России его развитие приобретает особую актуальность. Однако во многих регионах РФ железнодорожный транспорт крайне мало развит, создание соответствующей инфраструктуры связано с огромными капитальными затратами, а строительство относительно небольших транспортных узлов экономически не оправдано. Протяженность железнодорожных путей общего пользования в России не изменилась за 15 лет – с 2000 по 2015 г., остановившись на отметке 86 000 км. Подвижной ж/д состав уменьшился с 13000 локомотивов в 2000 г. до 101000 в 2015 г., грузовых вагонов – с 177600 в 2000 г. до 159300 в 2015 г.1 Очевидно, что железнодорожная инфраструктура находится в кризисе и практически не развивается. Авиационный транспорт крайне дорог и применяется лишь при необходимости доставки дорогостоящих и скоропортящихся грузов, применение водного транспорта ограничено погодными условиями страны.
Автомобильные перевозки быстрее адаптируются к новым условиям, а развитие данной инфраструктуры намного доступнее. Так, за тот же период (с 2010 г. по 2015 г.) автомобильная дорожная сеть увеличилась почти вдвое – с 898 00 до 1 643 000 км. Однако в РФ грузооборот автомобильного транспорта занимает в общей структуре менее 5%. При этом потенциал роста данного сегмента огромен. Для сравнения в Германии более 60% грузооборота занимают именно автоперевозки, в Польше – более 75%, Франции – 76%, в сопоставимых по площади территории США и Китае – по 47 и 32% соответственно.
Одним из основных сдерживающих развитие автоперевозок в России факторов является высокая стоимость перевозок на дальние расстояния. Для представителей малого и среднего бизнеса, доля которых в структуре автомобильных грузоперевозок должна играть решающую роль, критически важно снижение издержек. Актуальным решением этой задачи является развитие инфраструктуры для применения экономичных видов топлива, увеличивающих дальность грузоперевозок без дозаправки. Этим требованиям в полной мере отвечает СПГ, применение которого в качестве топлива широко распространено в странах с высоким грузооборотом автоперевозок.
С другой стороны, широкое распространение в мире применения СПГ транспортными компаниями приводит к тому, что Россия теряет существенную часть рынка транзитных автомобильных грузоперевозок. Чтобы не упустить открывающиеся экономические возможности, важно начать активно осваивать данный сегмент уже сейчас.
Применение СПГ в качестве автомобильного топлива
Сжиженный природный газ – это метан, который находится в жидком состоянии при небольшом давлении (соответствующем атмосферному) и температуре –162°C. В России относительно распространены станции предыдущего поколения, где проводится заправка жидким пропан-бутаном или компримированным метаном (КПГ). Соотношение одного кубометра жидкого газа к одному кубометру газообразного сжиженного пропан-бутана и КПГ составляет 1:200…1:280. В СПГ данное соотношение равно 1:560…1:600, соответственно двигатель будет работать на СПГ в несколько раз дольше, чем на КПГ или сжиженном пропан-бутане того же объема, что значительно увеличивает дальность маршрута без дозаправок. Кроме того, использование СПГ не требует дополнительной смазки двигателя, что также оказывает влияние на снижении издержек при выборе этого вида топлива для грузоперевозок. Активному распространению использования СПГ также способствует экологичность и экономичность данного топлива.
Решения для заправочных станций СПГ получившие широкое распространение в Европе
и Азии технологии по использованию СПГ в качестве топлива могут найти применение и на территории Российской Федерации. Одним из интеграторов решений для заправок СПГ в нашей стране является компания «ИНТРА ПРОЕКТ», которая представляет более чем десятилетний опыт реализации подобных проектов в лице своего стратегического партнера – компании Cryostar.
Такой подход позволяет применять европейский опыт в России, адаптировать оборудование к российским условиям и системе отечественных стандартов, совместно использовать российское и европейское оборудование. В рамках программы импортозамещения было определено, какое российское оборудование можно применять вместо европейского, а какие комплектующие пока не могут быть заменены и будут импортироваться.
«ИНТРА ПРОЕКТ» имеет возможность поставлять заправочные станции двух типов: с холодной и теплой заправкой. Их ключевое отличие в максимальном давлении при заправке СПГ:
  • на станциях СПГ с холодным типом заправка производится при давлении 5…6 бар (максимально до 9 бар) и температуре минус 142…145°C;
  • в заправках теплого типа она производится при температуре в баке минус 132…135 °C и при давлении 9…12 бар.
Чем меньше давление, тем меньший запас по дальности перевозки данного СПГ, так как газ со временем начнет испаряться и повышать давление в баке. На территории Европы используются как станции с холодной заправкой, так и станции с теплой заправкой. Например, в Германии распространены станции с теплым типом заправки. Выбор типа заправочных станций СПГ зависит от трафика и типа заправляемых машин.
Принимая во внимание тот факт, что часть автотранспортных компаний и частных автоперевозчиков уже применяют компримированный метан, компания «ИНТРА ПРОЕКТ» планирует развитие в России сети комбинированных заправок для повышения рентабельности их установки. В комбинированных заправках устанавливается колонка с пистолетом СПГ и пост заправки КПГ, а заправка может производиться метаном из одного и того же резервуара.
Возвращаясь к преимуществам использования СПГ в качестве топлива, необходимо отметить, что в жидком состоянии СПГ негорюч, невзрывоопасен и не имеет запаха. При попадании СПГ в открытую среду он начинает испаряться. Заправка и хранение СПГ – максимально безопасный процесс, так как он полностью автоматизирован. В ЕС разработаны обязательные регламенты для заправки самих станций, которые учитывают все потенциальные риски; предусмотрена система защитных механизмов от протечек, разрывов, нарушения герметизации, человеческого фактора и пр. Благодаря этому за все время использования СПГ на территории ЕС не было ни одной серьезной аварии на подобных заправках. Перенося европейский опыт на российскую почву, компания «ИНТРА ПРОЕКТ» в первую очередь уделяет внимание безопасности процесса заправки СПГ.
Российский топливный рынок на пороге изменений
Как уже было отмечено, единственное серьезное препятствие для активного распространения применения СПГ – это малое количество заправок. Но в этой области в последние годы очевидны значительные сдвиги. Проблемой начали серьезно заниматься крупнейшие игроки топливного рынка, которые понимают, что развитие сети заправочных комплексов СПГ – важная составляющая развития рынка пассажирских и грузовых перевозок в России.
Так, ПАО «Газпром» развивает масштабный стратегический инвестиционный проект по созданию сети зап-равок СПГ на территории всей страны. Например, только в Петербурге проект предусматривает строительство десятков объектов, предназначенных для реализации газомоторного топлива. И это не далекая перспектива – многие станции уже работают. В январе на них начала проводиться заправка новых городских пассажирских автобусов, работающих на СПГ. Кроме того, «Газпром» занимается популяризацией использования данного топлива, делая, помимо прочего, акцент на том, что расходы топлива при применении СПГ на 30–50% ниже, чем при использовании других распространенных видов топлива. В Усть-Луге российский газовый гигант в партнерстве с компанией Shell строит крупный завод по производству СПГ, в том числе и для обеспечения поставок в рамках проекта развития сети заправок.
Аналогичная программа есть и в компании «Новатек». Компания также стремится привлекать частных лиц и организации к использованию этого вида топлива. Программа «Перехожу на газ!» предлагает потребителям частичную компенсацию стоимости установки газобаллонного оборудования на автомобили и последующую продажу газа со скидкой.
Таким образом, российский топливный рынок начинает развиваться в новом направлении, и скоро мы с вами можем стать свидетелями эволюции отечественной топливной инфраструктуры и рынка автоперевозок в целом.