Уровень газификации природным (сетевым) газом на начало 2015 г. (Источник: Аналитический центр по данным Минэнерго РФ)

Автор: Ю.И. Гришин (ООО «ИНТРА ПРОЕКТ»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №9/2017

Развитие применения СПГ (сжиженного природного газа) – общемировой тренд. По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA) и British Petroleum, основным драйвером роста поставок газа на мировом энергетическом рынке в ближайшее десятилетие будет именно СПГ. Для России производство и внедрение использования СПГ – стратегически важная задача, решение которой позволит справиться в том числе с проблемой газификации населения и производственных объектов в отдаленных регионах, а также может стать стимулом роста рынка автоперевозок. Внести свой вклад в решение данной задачи планирует компания
«Интра Проект» – поставщик малотоннажных комплексов по производству СПГ.
 Низкий уровень газификации более чем трети российских регионов остается важной социальной и экономической проблемой. При общей газификации по стране около 66% в среднем, по Сибири показатель не достигает даже 6%, а на Дальнем Востоке он менее 16%. Газификация природным (сетевым) газом не приближается к 100% даже в наиболее газифицированных регионах.
В марте 2017 г. министр энергетики РФ Александр Новак признал, что 100%-ная газификация страны экономически нецелесообразна, и вместо этого правительство будет развивать применение сжиженного топлива.
СПГ (сжиженный природный газ) – метан, находящийся в жидком состоянии при температуре около –160°C и небольшом давлении. В России реализуются крупномасштабные проекты по производству СПГ, к которым относятся «Балтийский СПГ», «Сахалин-2», «Ямал-СПГ», «Арктик-СПГ», «Дальневосточный-СПГ», «Владивосток-СПГ» и другие мощностью в миллионы тонн. Наряду с ними серьезный потенциал есть у малотоннажных комплексов. Комплексы производительностью 1…10 т можно устанавливать для производства СПГ из попутного газа или подключать к магистральному газопроводу для дальнейшей транспортировки сжиженного газа в населенные пункты и на промышленные объекты, где газопровод отсутствует.
Автономная газификация необходима для улучшения условий проживания населения и повышения эффективности экономики регионов Сибири, Урала, Дальнего Востока, важна для реализации государственных программ развития малонаселенных регионов (например, в рамках так называемого закона «о дальневосточном гектаре»). Применение СПГ актуально не только для населения, но и для тысяч промышленных объектов разного масштаба. Кроме того, СПГ – это экономичное и экологичное автомобильное топливо, применение которого позволяет увеличить дальность пассажирских и грузовых перевозок, повысить их рентабельность. Еще одно важнейшее преимущество – мобильность поставок СПГ и возможность при необходимости с легкостью и оперативно менять маршрут транспортировки, ориентируясь на текущие потребности рынка.
Малотоннажные комплексы СПГ
На рынке малотоннажных комплексов по производству СПГ компания «ИНТРА ПРОЕКТ» предлагает решения на базе разработок лидера в этой области – компании Cryostar. По объему производства заказчику могут быть предложены несколько вариантов компоновки: на 1; 3; 5; 7 и 10 т.
Каждый комплекс состоит из нескольких блоков:
  • блока подачи газа на установку;
  • блока учета и подготовки газа, от которого зависит качество и стабильность производства СПГ;
  • основного блока — сжижения газа. Данный блок (французский, основа технологии) обеспечивает максимальную надежность и стабильность оборудования.
Остальные блоки (хранения, раздачи топлива потребителю, возврата газа в линию сжижения) в рамках программы импортозамещения можно при необходимости заменять российскими комплектующими. Комбинация данных блоков может быть различна, они также могут комплектоваться вспомогательным оборудованием.
Выбор тоннажности комплекса целесообразно основывать на маркетинговых исследованиях и конкретных ситуациях: наличии рынка сбыта и перспективах его развития, наличии дешевых источников газа и т.д. С такими расчетами заказчику готовы помочь сотрудники компании «ИНТРА ПРОЕКТ». Полученный СПГ можно перевозить автомобильным транспортом до распределительной станции, где он переводится из жидкого состояния в газообразное и подается конечным потребителям: домохозяйствам или промышленным объектам.
Кроме того, СПГ с малотоннажного комплекса можно поставлять на заправочные СПГ-станции для продажи в качестве газомоторного топлива.
Адаптация зарубежных решений для российских условий
Применяя в своих проектах решения Cryostar, компания «ИНТРА ПРОЕКТ» получает доступ к более чем 10-летнему опыту своих французских партнеров в области производства и поставок оборудования для производства СПГ. Сотрудничество затрагивает широкий комплекс аспектов, включая как финансовую, так и интеллектуальную сферу: это и поставки оборудования, и регулярные стажировки во Франции, и адаптация оборудования для РФ, и сертификация, и возможности импортозамещения.
Компания сотрудничает и с китайскими партнерами. Хотя еще недавно некоторые российские заказчики скептически относились к китайскому оборудованию, сейчас многие вполне готовы рассматривать такую альтернативу, так как убедились в его конкурентоспособности.
Кроме оборудования китайские партнеры «ИНТРА ПРОЕКТ» могут предоставить максимально комфортные финансовые условия для заказчиков. Компания «Яньтай Мун» при поддержке финансовых институтов Китая готова осуществлять расчеты по проектам, выполняемым в России совместно с компанией «ИНТРА ПРОЕКТ», после их завершения.
Выступая в качестве интегратора успешных технологий, «ИНТРА ПРОЕКТ» играет роль партнера, который обладает опытом работы на российском рынке и может задать правильные вопросы как заказчику, так и поставщику, объединяя последних в рамках проектов по строительству или реконструкции промышленных производств.
Комфортные и выгодные условия сотрудничества для каждого клиента
Перед выставлением торгового предложения сотрудники компании собирают базовую информацию о специфике работы потенциального клиента. Предложение выставляется в виде готовой базовой бизнес-модели, которая включает операционные и капитальные затраты. Заказчик видит, когда и какие платежи он будет производить, сколько потратит, на каком этапе начнет получать прибыль и окупит оборудование. Расчеты производятся на 20 лет с учетом всех нюансов, включая инженерное обеспечение, зарплату ИТР, линейных и руководящих сотрудников и др.
Если торговое предложение находит заинтересованность у потенциального клиента, и он готов предоставить индивидуальные базовые данные, например, о стоимости закупки сырья, налоговых льготах, потенциальных контрактах на поставки СПГ, то специалисты «ИНТРА ПРОЕКТ», базируясь на своем опыте, подготавливают на основе этих данных максимально приближенную к реальности бизнес-модель еще до подписания договора. Предоставляется также техническое описание оборудования. На этом этапе заказчик имеет возможность получить ответы на любые интересующие его вопросы об окупаемости, технической эксплуатации, рентабельности и дальнейшем расширении производства. Кроме того, заказчик может посетить действующее производство, схожее по параметрам с тем, которое рассматривает для реализации в качестве проекта, встретиться с эксплуатирующей стороной, задать вопросы, убедиться
в качестве и надежности оборудования. В случае принятия решения о сотрудничестве заказчик получает подробный и прозрачный график взаимодействия вплоть до поставки оборудования.
Выход на перспективный рынок
В заключение отметим, что рынок СПГ в России стоит на пороге активного развития. СПГ-проектами занимаются такие гиганты, как «Газпром», «Новатэк», «Роснефть», разрабатываются государственные программы в данной области. В некоторых сферах проекты автономной газификации уже успешно реализуются. Например, в Амурской области, куда не поставляется природный газ, уровень газификации СПГ превышает 40%.
У малотоннажных СПГ-комплексов есть перспективная ниша в данном сегменте. Один малотоннажный комплекс по производству СПГ может обеспечивать газом несколько населенных пунктов, промышленное предприятия средней мощности или несколько небольших предприятий, автозаправки СПГ. Очевидно, что в условиях огромной территории Российской Федерации и при невозможности провести 100%-ную магистральную газификацию страны, потенциал развития данного рынка огромен. Несмотря на рост тарифов и удорожание газа в процессе сжижения и транспортировки, он остается и будет еще долгое время оставаться дешевым видом топлива, с которым сложно конкурировать другим энергоносителям.