Опубликовано в журнале Химическая техника №10/2017

Машиностроение во многом определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, а успешное функционирование базовых отраслей экономики во много зависит от уровня развития отечественного химического машиностроения. В настоящее время одна из основных задач – преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.

17 октября прошло очередное заседание Экспертного совета по химическому машиностроению при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации под председательством депутата ГД РФ И.А. Торощина, посвященное состоянию и проблемам отечественного насосостроения – одной из важнейших подотраслей машиностроения.
Для участия в мероприятии были приглашены представители российских производителей насосов, компрессоров, арматуры, а также журнала «Химическая техника».
По вопросу повестки дня выступил президент Российской ассоциации производителей насосов (РАПН) И.Б. Твердохлеб. В своем докладе он рассказал о работе РАПН и осветил вопросы, которые тормозят дальнейшее развитие отечественного насосостроения.
РАПН была создана в 1991 г. В настоящее время членами ассоциации являются 56 организаций. С 1992 г. РАПН входит в состав Европейской ассоциации производителей насосов (Europump), а ее президент является постоянным членом Исполкома Europump. В качестве основных направлений деятельности ассоциации И.Б. Твердохлеб отметил взаимодействие с органами государственной власти; стандартизация насосного оборудования (ТК245 «Насосы»); сотрудничество с ведущими вузами, издание специализированной литературы, проведение конференций, семинаров, участие в выставках.
Президент РАПН вошел в состав совета по вопросам импортозамещения в нефтегазовом секторе Минпромторга РФ, а также был назначен Минпромторгом модератором при подготовке проекта критериев отнесения промышленной продукции к категории продукции, произведенной на территории РФ (ППРФ 719, 550) в части насосного оборудования. Исполнительный директор РАПН является членом комиссии по отнесению промышленной продукции к категории продукции, произведенной на территории РФ.
Проведена большая работа по внесению изменений в проект технического регламента «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств».
Среди проблем, которые затрудняют развитие отечественного насосостроения, докладчик отметил следующие.
Отсутствие критерия технической оценки (качества) продукции при закупках на тендерной основе (ФЗ 223 и ФЗ 44 зачастую приводит к тому, что все государственные закупки и закупки госкорпораций осуществляются по принципу «чем ниже цена — тем лучше».
Иностранные фирмы-лицензиары технологических линий химической, нефтегазовой и нефтехимической отраслей промышленности закладывают в проект промышленное оборудование от поставщиков из своих вендор-листов. Отсутствие предприятия в вендор-листе лицензиара фактически исключает победу в тендере на поставку, несмотря на то, что российские заводы производят оборудование соответствующего качества.
Короткая продолжительность срока действия подтверждения соответствия критериям отнесения предприятия к категории предприятий, расположенных на территории РФ (ПП РФ 550) – 1 год. Затем снова требуется прохождение процедуры оценки соответствия, которая требует много времени и осуществляется ТПП РФ на возмездной основе.
Недостаточное количество заказов под заключенные специализированные инвестиционные контракты (СПИК) – крупные компании с госучастием не спешат закупать созданное в рамках СПИК промышленное оборудование.
Большое внимание И.Б. Твердохлеб уделил и проблеме стандартизации. Он отметил, что недостаточное либо полное отсутствие государственного финансирования при разработке национальных и межгосударственных стандартов на насосное оборудование приводит к тому, что запаздывание в выходе межгосударственного стандарта относительно выхода исходника составляет минимум 2 года, а при отсутствии госфинансирования данный срок увеличивается еще на 1-2 года. Кроме того, необходимо повысить технический уровень стандартов организаций, а также обеспечить соответствие требований ТТ и СТО действующим в настоящее время ГОСТ Р и ГОСТ и устранить проблему, при которой (из-за наличия разных ТТ у крупных заказчиков) производитель будет вынужден специально проектировать насос под каждого крупного заказчика.
В связи с этим докладчик предложил обсудить следующие предложения РАПН:
  • пересмотреть ФЗ 223 и ФЗ 44 на предмет добавления качественных критериев оценки стоимости закупаемой продукции;
  • обязать компании с госучастием, заключающих подряды с иностранными фирмами-лицензиарами, включать отечественных производителей, имеющих референции по данному виду оборудования, в вендор-листы лицензиаров при реализации последними проектов на территории РФ;
  • изменить срок действия подтверждения соответствия критериям ПП РФ 550 (719) с 1 года до 5 лет;
  • обязать компании с госучастием использовать преимущественно оборудование компаний, заключивших СПИК, для чего разработать дополнение к ПП РФ 708, стимулирующее потребителей применять оборудование, появившееся в результате реализации СПИК;
  • изыскать средства на финансирование работ по стандартизации, внесенные в ПРНС от ТК 245 «Насосы» по важным направлениям народного хозяйства. И
  • сделать обязательной экспертизу технических требований (вместо условий) и стандартов крупных потребителей с целью унификации требований к оборудованию, снижению его себестоимости и повышению технического уровня. В связи с этим внести следующие изменения в ст. 21 п. 5 ФЗ 162: 5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий (заменить на требований) перед их утверждением может (заменить на должен) представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации <…> для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации <…> готовит соответствующее заключение.
В выступлениях присутствующих на заседании представителей российских компаний отмечалось, что большинство из этих проблем – общие для многих производителей отечественного оборудования. Они неоднократно обсуждались и на прошлых заседаниях Экспертной комиссии, и на других мероприятиях. Но решаются он крайне медленно, что тормозит развитие отечественного машиностроения.
По результатам заседания было принять решение подготовить список вопросов, решение которых требует помощи, в виде депутатских запросов и просить председателя Экспертного совета по химическому машиностроения И.А. Торощина направить эти запросы в соответствующие федеральные органы.