Автор: Ю.Е. Лукашов (ФГУП «ВНИИМС»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №5/2017

Периодически законодательство в области обеспечения единства измерений подвергается большим или меньшим изменениям (достаточно напомнить, что даже в Федеральный закон 102-ФЗ за время его действия изменения вносились 7 раз).
При подготовке к таким изменениям полезно еще раз проанализировать особенности того или иного документа.
В данной статье сделана попытка схематически представить основные положения
Федерального закона «Об обеспечении единства измерений и кратко прокомментировать их с целью выявить возможные пробелы, нарушения логики изложения и обозначить пути возможного совершенствования
.
Но прежде, чем перейти к рассмотрению структуры действующего закона «Об обеспечении единства измерений», сделаем несколько предварительных замечаний.
Во-первых, сравним цели закона, продекларированные в самом тексте документа:
«1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу»;
и сравним их с определением понятия «законодательная метрология», приведенным в журнале «Советник метролога» (2016. 1. С. 19: «законодательная метрология (в широком смысле) – раздел метрологии, предметом которого является установление, реализация и защита правовых, технических и технико-юридических норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении метрологической деятельности».
При этом метрологическая деятельность определена как деятельность, направленная на организацию выполнения измерений, обеспечение их единства и требуемой точности.
Можно сказать, что цели, отраженные в тексте Закона, в целом удовлетворяют приведенным определениям. Соответствуют они и положениям МД 1 МОЗМ «Элементы к закону о метрологии», где указано, что «законодательная метрология включает четыре главных вида деятельности:
  • установление законодательных требований;
  • контроль/оценка соответствия товаров и видов деятельности, подвергаемых регулированию;
  • надзор за товарами и видами деятельности, подвергаемыми регулированию;
  • создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения прослеживаемости результатов измерений и средств измерений в регулируемой области».
Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на то, что, по утверждению философского словаря, законы должны фиксировать уже сложившиеся отношения, в то время, как в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» в ряде случаев делаются попытки установить новые, ранее не существовавшие, а, следовательно, не отработанные на практике отношения. К числу подобных отношений можно отнести попытку установить порядок определения сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений путем формирования перечня областей, в которых осуществляются эти измерения или установления требований к системам и устройствам с измерительными функциями.
В подобных случаях велика вероятность возникновения трудно разрешимых проблем, которые сложно заранее предвидеть.
Логика Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» опирается на набор взаимосвязанных положений:
1. Цели, задачи, сфера распространения;
2. Объекты управления и требования к ним;
3. Формы регулирования и их описание;
4. Организационные формы регулирования.
Попытаемся рассмотреть их последовательно.
На рис. 1 представлены основные положения Закона. К ним отнесены:
  • определение целей Закона;
  • определение сферы его распространения, включая описание сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений;
  • основные понятия, используемые в Законе;
  • состав законодательства Российской Федерации
    в области обеспечения единства измерений;
  • международные договоры Российской Федерации.
Рис. 1. Основные положения Закона
О целях Закона уже упоминалось.
Определение сферы государственного регулирования путем определения областей деятельности, в которых осуществляются измерения, действительно вызывает некоторые проблемы: не всегда ясно и однозначно определены указанные области деятельности (например, входит ли фармакология в понятие «здравоохранение»); трудно перечислить все виды измерений, реализуемых при осуществлении некоторых видов деятельности (например, выделенных фоном на рис. 1). Имеются и другие проблемы.
Перечень определений основных понятий, приведенный в Законе, с одной стороны, велик (он все-таки не должен подменять терминологический справочник, такой
как РМГ 29), а с другой – не является исчерпывающим. Например, отсутствует такое важное понятие, как «измерительная функция». Кроме того, как показывает практика, в том числе международная, терминология в области метрологии довольно динамично развивается, в то время как определения терминов в законе должны быть достаточно консервативны.
Оставшиеся два раздела призваны обеспечить согласованность законодательства Российской Федерации
в области обеспечения единства измерений в части вопросов, относящихся к обеспечению единства измерений, а также обеспечить согласованность требований
и методов регулирования в указанной области, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и национальным законодательством.
При рассмотрении объектов управления и требований к ним, можно отметить, что объектами регулирования, требования к которым отражены в Законе, являются измерения, единицы измерений, эталоны, стандартные образцы, средства измерений, устройства и системы с измерительными функциями.
На рис. 2, помимо методик измерений, показаны методики испытаний и контроля. При этом к ним, как и к измерениям, которые используются вне сферы государственного регулирования, законодательные требования не установлены. Видимо, это не совсем логично. Дело в том, что контроль и испытания – не менее ответственные метрологические процедуры, чем измерения, а измерения вне сферы государственного регулирования также нуждаются в оценке достоверности полученных результатов, как и в сфере регулирования.
Рис. 2. Требования к измерениям
Если рассматривать только те методики косвенных измерений, к которым требования в законе установлены, то можно заметить, что прослеживаемость результатов измерений может быть реализована двумя путями: через цепочку соподчиненных эталонов или через другие методики измерений – референтные до первичных референтных методик, которые по своим функциям аналогичны государственным первичным эталонам.
Несколько не логично выглядит и распространение требований, сформулированных к методикам измерений, на методы измерений. По определению, методом измерений называется «прием или совокупность приемов сравнения измеряемой величины с ее единицей или соотнесения со шкалой в соответствии с реализованным принципом измерений». Исходя из такого определения, для метода измерений можно сформировать уравнение измерений и, соответственно, определить структуру погрешности или неопределенности, но оценить величину показателей точности не представляется возможным.
Можно отметить и то, что установление требований к измерениям осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. В отдельных случаях интересы различных ведомств пересекаются при назначении требований к аналогичным видам измерений, в других случаях указанные федеральные органы исполнительной власти вообще затрудняются сформировать перечни измерений, требования к которым необходимо установить.
Представленные на рис. 3 требования к единицам величин отражены не столько в Законе, сколько в Положении о единицах величин, допускаемых к применению
в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г.
879 «Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации». На рис. 4 отражены требования, установленные к эталонам.
Рис. 3. Требования к единицам величин
Рис. 4. Требования к эталонам единиц величин
Обращает на себя внимание, что требования к государственным и негосударственным эталонам совершенно совпадают, за исключением первичных эталонов, которые, по определению, все находятся в федеральной собственности.
Не совсем логично выглядит требование о прослеживаемости эталонов только к государственным первичным эталонам, а вот средства измерений могут прослеживаться к эталонам зарубежных стран, но только в случае отсутствия соответствующих отечественных первичных эталонов. Это создает препятствия для признания результатов испытаний и поверки средств измерений, выполненных за рубежом.
Дополнительные требования к эталонам, используемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сформулированы в постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это постановление в настоящее время находится в процессе пересмотра.
Наверно, наиболее просто выглядят требования к стандартным образцам (рис. 5). Некоторую непоследовательность в эти требования вносит положение постановления Правительства РФ от 23.09.2010 734 о том, что стандартные образцы, как и все эталоны, подлежат первичной и периодической аттестации, при этом по результатам первичной аттестации к ним должны быть установлены обязательные требования.
Требования к средствам измерений представлены на рис. 6. Не вдаваясь в детальный анализ содержания требований к средствам измерений и методы их реализации, укажем только на непоследовательность в отношении требований к составным частям средств измерений, их программному обеспечению и условиям эксплуатации. В отношении этих требований указано, что они устанавливаются, если необходимо.
Рис. 5. Требования к стандартным образцам
Рис. 6. Требования к средствам измерений
Однако требования к условиям эксплуатации необходимо устанавливать всегда, даже если эти условия практически ничем не ограничены (например, средство измерений предназначено для эксплуатации в полевых условиях при температуре от минус 80 до плюс 80°С).
А в отношении остальных требований не ясно, кто и в каком порядке должен определить необходимость их установления. На рис. 7 схематично представлены требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями.
Как уже отмечалось, в Законе отсутствует определение понятия «измерительные функции», поэтому возможный перечень таких функций, приведенный на рис. 7, сопровождается знаком вопроса. Изображенные внизу рисунка два параллельных блока, в сущности, идентичны, за исключением того, что в правом речь идет исключительно об обеспечении единства измерений, а в левом – о требованиях к системам и устройствам с измерительными функциями в целом.
Рис. 7. Требования к техническим системам и устройствам
с измерительными функциями
Но при этом все равно остаются невыясненные вопросы: если в целом требования к системам и устройствам с измерительными функциями и формы оценки их соответствия установленным требованиям определяются положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», то в частном случае, если определенные функции этих устройств и систем реализуются в области обеспечения единства измерений, то требования к ним, как и формы оценки соответствия этим требованиям, должны соответствовать положениям закона «Об обеспечении единства измерений». А что делать если положения этих двух законов не совпадают?
Например, как оценить, относятся ли измерительные функции, реализуемые конкретной системой или устройством с измерительными функциями, к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений? Кроме того, государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:
1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
2) поверка средств измерений;
3) метрологическая экспертиза;
4) федеральный государственный метрологический надзор;
5) аттестация методик (методов) измерений;
6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
Можно ли использовать эти формы оценки соответствия применительно к системам и устройствам с измерительными функциями, если они не предусмотрены законодательством о техническом регулировании?
Следующая группа рисунков отражает представленные в Законе формы регулирования и их описание.
На рис. 8 отражена процедура отнесения технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями (здесь и далее слева указана организация, выполняющая определенный действия, а справа описаны сами действия.
Как следует из рис. 8, решение об отнесении технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями принимает Росстандарт по заявлению заинтересованной организации (или лица) и на основании экспертного заключения одного из метрологических институтов Росстандарта. Решение это представляется в одной из информационных баз Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
Рис. 8. Отнесение технических устройств к средствам измерений или системам и устройствам с измерительными функциями
 
Продолжение статьи читайте в следующем номере.