Автор: Ю.Е. Лукашов (ФГУП «ВНИИМС»)

Опубликовано в журнале Химическая техника №6/2017

Несколько сложнее выглядит последовательность действий при утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, отраженная на рис. 9. Впрочем, и здесь, несмотря на большее количество условий и реализуемых действий, сложностей в оценке общей логики и последовательности их исполнения возникнуть не должно (хотя они могут возникнуть при описании каждой отдельной процедуры или их взаимосвязей), за исключением двух особенностей.
Рис. 9. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений
Во-первых, не совсем понятно, с какой целью предусмотрена возможность утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, не предназначенных для использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Поскольку такие средства измерений и стандартные образцы не предназначены для использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, для них не установлены обязательные требования, отраженные на рис. 5 и 6. Тогда не совсем ясно, на соответствие каким требованиям осуществляются испытания? Но уж если испытания проведены и тип средства измерений или стандартного образца утвержден, то их можно использовать в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений вне зависимости от того, предназначались они для этого изначально или нет.
Во-вторых, смущает положение о том, что в течение срока действия свидетельства об утверждении типа изменить интервал между поверками средств измерений может быть изменен только решением Росстандарта. Это положение не совсем вписывается в действия по утверждению типа. Кроме того, установив требование, которое распространяется на период действия свидетельства о поверке, Закон не указывает на допустимость и порядок изменения межповерочного интервала по окончании срока действия свидетельства о поверке.
Можно указать на логические несоответствия и в действиях, предусмотренных Законом при осуществлении поверки средств измерений, которые представлены на рис. 10.
Рис. 10. Поверка средств измерений
Здесь, как и в случае с утверждением типа, предусмотрена возможность поверки средств измерений, которые не используются (в законе: «не предназначенные для применения») в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это тем более не понятно, поскольку по определению, приведенному в том же законе: «поверка средств измерений (далее также – поверка) – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям». Значит, требования эти должны быть установлены.
В сфере государственного регулирования, понятно, обязательные требования к средству измерений устанавливаются при утверждении его типа. А вне этой сферы? Возможно предполагается использование поверки вне сферы государственного регулирования в случае, когда необходимо подтвердить пригодность средства измерений к дальнейшему применению? Но тогда необходимо принять меры, чтобы не смешивались понятия «поверка» и «калибровка», которая тоже осуществляется вне сферы государственного регулирования.
Здесь описание структуры Закона несколько отличается от последовательности изложения самого закона. Рассмотрим действия, связанные с аттестацией методик измерений (рис. 11). В законе «Об обеспечении единства измерений» отсутствует специальная статья, посвященная этой процедуре, порядок аттестации методик измерений (мы уже указывали на невозможность аттестации методов измерений) изложен там же, где и требования к ним (статья 5 Закона).
Рис. 11. Аттестация методик (методов) измерений
Участие федеральных органов исполнительной власти в аттестации методик измерений сводится к тому, что они определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, устанавливают к ним обязательные метрологические требования, и Росстандарт организует внесение в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений сведений об аттестованных методиках измерений. Все работы по аттестации методик измерений выполняют юридические лица, аккредитованные в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик измерений.
И только первичные референтные и референтные методики измерений утверждаются Росстандартом. Кстати, можно отметить, что требования к утверждению иных методик измерений, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в Законе отсутствуют.
На рис. 12 представлены требования к выполнению процедуры калибровки. Сама по себе эта процедура сводится только к проведению работ по калибровке
и оформлению их результатов. Но необходимо обратить внимание на возможность признания результатов калибровки при поверке, которая предусмотрена постановлением Правительства РФ от 02.04.2015
311 «Об утверждении Положения о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».
Рис. 12. Калибровка средств измерений
В отношении калибровки необходимо отметить следующее. В Законе она определена как совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. Но используется почему-то только вне сферы государственного регулирования, хотя, казалось бы, это особенно важно для эталонов, которые на основании части 5 статьи 1 относятся к сфере государственного регулирования.
Хотелось бы еще указать на то, что в Законе имеются положения, относящиеся к процедуре передачи единицы величины, но порядок ее осуществления не описан.
Объектом метрологической экспертизы, процедура которой изображена на рис. 13, являются нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие требования к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, стандарты, проектная, конструкторская, технологическая документация и другие объекты (в Законе не уточняется, что понимается под этим термином). Требования к объектам, которые могут явиться объектом метрологической экспертизы, не уточняются. Видимо, предполагается, что такие требования исчерпывающим образом сформулированы в других разделах Закона, других федеральных законах, регулирующих отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Здесь возникают две проблемы: требования оказываются изложены в значительном количестве документов, поиск которых в случае необходимости может представлять определенные сложности; требования отдельных документов могут быть не согласованы между собой, что может создать сложности при проведении метрологической экспертизы.
Рис. 13. Метрологическая экспертиза
Поскольку в зависимости от объекта экспертизы процедура ее проведения и исполнители различаются, они представлены, как три отдельные процедуры.
На рис. 14 представлены требования к проведению федерального государственного метрологического надзора. Можно обратить внимание на то, что надзор осуществляется над метрологически значимыми действиями:
  • измерения;
  • расфасовка товаров;
  • выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажа и применение:
   a) эталонов единиц величин;
   б) стандартных образцов;
   в) средств измерений.
Рис. 14. Федеральный государственный
метрологический надзор
Однако, поскольку требования к фасованным товарам в Российской Федерации законодательно не определены, то надзор может быть осуществлен только над самой процедурой расфасовки, что не соответствует международной практике.
Не достаточно ясно определены и задачи надзора над ввозом на территорию Российской Федерации эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений.
Строго говоря, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», поэтому на рис. 15 представлены только те области метрологической деятельности, осуществление которых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений требует обязательной аккредитации в национальной системе аккредитации.
И последние положения Закона, которые хотелось бы затронуть, – это положения, связанные с организацией метрологических служб. В действующем Законе отсутствует понятие «государственная метрологическая служба». Но состав организаций, исполняющих обязанности такой службы, и их основные функции в Законе изложены в статье 21 и отображены на рис. 16. Наверно, можно указать на то, что здесь отсутствуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, помимо Минпромторга России и Росстандарта, хотя такие федеральные органы и упоминаются в Законе, но в общих словах, без конкретного перечня таких органов.
Рис. 15. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений
Схема, приведенная на рис. 16, отражает наличие одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (в настоящее время функции такого органа исполняет Минпромторг России. Однако в Законе указано на возможность существования множества таких органов. И они действительно существуют. Это может создать, и порой создает, сложности при организации взаимодействия между такими органами. В результате задача обеспечения единства измерений в стране «размывается». Возникают требования и процедуры, призванные решить задачи, стоящие в рамках отдельных областей деятельности и не гармонизированные с основополагающими документами национального законодательства.
Рис. 16. Организации, входящие в состав государственной метрологической службы
До 2008 г., в котором был принят действующий Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», создание метрологических служб на предприятиях, осуществляющих деятельность в областях, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, считалось обязательным.
Действующий закон отменил это положение и это, видимо, правильно. Трудно себе представить существование метрологической службы, например в магазине или в поликлинике, а ведь их деятельность входит в сферу государственного регулирования.
Однако впоследствии выяснилась необходимость в определенных случаях существования метрологических служб предприятий. В результате изменений, внесенных в Федеральных закон «Об обеспечении единства измерений» Федеральным законом от 21.07.2014 254-ФЗ, требования к созданию метрологических служб
в федеральных органах исполнительной власти и у юридических лиц приобрели вид, показанный на рис. 17. 
Рис. 17. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц


В результате создание метрологических служб является обязательным для федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны создавать метрологические службы только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами.
Вообще вопрос о функциях, исполнение которых необходимо для решения задач обеспечения единства измерений, их распределения между подразделениями предприятия и отдельными исполнителями, а также установление полномочий и ответственности при исполнении указанных функций нуждается в отдельном изучении.
Простые решения здесь едва ли возможны. Необходимо и критическое рассмотрение зарубежного опыта.
Заканчивая статью, хотелось бы просить читателей высказать свое мнение, как по общей структуре действующего закона «Об обеспечении единства измерений, так и по отдельным вопросам, в данной статье затронутым.