Автор: Ю.Е. Лукашов (ФГУП «ВНИИМС»)
Опубликовано в журнале Химическая техника №6/2017
Несколько сложнее выглядит последовательность действий при утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, отраженная на рис. 9. Впрочем, и здесь, несмотря на большее количество условий и реализуемых действий, сложностей в оценке общей логики и последовательности их исполнения возникнуть не должно (хотя они могут возникнуть при описании каждой отдельной процедуры или их взаимосвязей), за исключением двух особенностей.

Во-первых, не совсем понятно, с какой целью предусмотрена возможность утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, не предназначенных для использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Поскольку такие средства измерений и стандартные образцы не предназначены для использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, для них не установлены обязательные требования, отраженные на рис. 5 и 6. Тогда не совсем ясно, на соответствие каким требованиям осуществляются испытания? Но уж если испытания проведены и тип средства измерений или стандартного образца утвержден, то их можно использовать в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений вне зависимости от того, предназначались они для этого изначально или нет.
Во-вторых, смущает положение о том, что в течение срока действия свидетельства об утверждении типа изменить интервал между поверками средств измерений может быть изменен только решением Росстандарта. Это положение не совсем вписывается в действия по утверждению типа. Кроме того, установив требование, которое распространяется на период действия свидетельства о поверке, Закон не указывает на допустимость и порядок изменения межповерочного интервала по окончании срока действия свидетельства о поверке.
Можно указать на логические несоответствия и в действиях, предусмотренных Законом при осуществлении поверки средств измерений, которые представлены на рис. 10.

Здесь, как и в случае с утверждением типа, предусмотрена возможность поверки средств измерений, которые не используются (в законе: «не предназначенные для применения») в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это тем более не понятно, поскольку по определению, приведенному в том же законе: «поверка средств измерений (далее также – поверка) – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям». Значит, требования эти должны быть установлены.
В сфере государственного регулирования, понятно, обязательные требования к средству измерений устанавливаются при утверждении его типа. А вне этой сферы? Возможно предполагается использование поверки вне сферы государственного регулирования в случае, когда необходимо подтвердить пригодность средства измерений к дальнейшему применению? Но тогда необходимо принять меры, чтобы не смешивались понятия «поверка» и «калибровка», которая тоже осуществляется вне сферы государственного регулирования.
В сфере государственного регулирования, понятно, обязательные требования к средству измерений устанавливаются при утверждении его типа. А вне этой сферы? Возможно предполагается использование поверки вне сферы государственного регулирования в случае, когда необходимо подтвердить пригодность средства измерений к дальнейшему применению? Но тогда необходимо принять меры, чтобы не смешивались понятия «поверка» и «калибровка», которая тоже осуществляется вне сферы государственного регулирования.
Здесь описание структуры Закона несколько отличается от последовательности изложения самого закона. Рассмотрим действия, связанные с аттестацией методик измерений (рис. 11). В законе «Об обеспечении единства измерений» отсутствует специальная статья, посвященная этой процедуре, порядок аттестации методик измерений (мы уже указывали на невозможность аттестации методов измерений) изложен там же, где и требования к ним (статья 5 Закона).

Участие федеральных органов исполнительной власти в аттестации методик измерений сводится к тому, что они определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, устанавливают к ним обязательные метрологические требования, и Росстандарт организует внесение в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений сведений об аттестованных методиках измерений. Все работы по аттестации методик измерений выполняют юридические лица, аккредитованные в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик измерений.
И только первичные референтные и референтные методики измерений утверждаются Росстандартом. Кстати, можно отметить, что требования к утверждению иных методик измерений, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в Законе отсутствуют.
На рис. 12 представлены требования к выполнению процедуры калибровки. Сама по себе эта процедура сводится только к проведению работ по калибровке
и оформлению их результатов. Но необходимо обратить внимание на возможность признания результатов калибровки при поверке, которая предусмотрена постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 №311 «Об утверждении Положения о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».
и оформлению их результатов. Но необходимо обратить внимание на возможность признания результатов калибровки при поверке, которая предусмотрена постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 №311 «Об утверждении Положения о признании результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

В отношении калибровки необходимо отметить следующее. В Законе она определена как совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. Но используется почему-то только вне сферы государственного регулирования, хотя, казалось бы, это особенно важно для эталонов, которые на основании части 5 статьи 1 относятся к сфере государственного регулирования.
Хотелось бы еще указать на то, что в Законе имеются положения, относящиеся к процедуре передачи единицы величины, но порядок ее осуществления не описан.
Объектом метрологической экспертизы, процедура которой изображена на рис. 13, являются нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие требования к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, стандарты, проектная, конструкторская, технологическая документация и другие объекты (в Законе не уточняется, что понимается под этим термином). Требования к объектам, которые могут явиться объектом метрологической экспертизы, не уточняются. Видимо, предполагается, что такие требования исчерпывающим образом сформулированы в других разделах Закона, других федеральных законах, регулирующих отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Здесь возникают две проблемы: требования оказываются изложены в значительном количестве документов, поиск которых в случае необходимости может представлять определенные сложности; требования отдельных документов могут быть не согласованы между собой, что может создать сложности при проведении метрологической экспертизы.

Поскольку в зависимости от объекта экспертизы процедура ее проведения и исполнители различаются, они представлены, как три отдельные процедуры.
На рис. 14 представлены требования к проведению федерального государственного метрологического надзора. Можно обратить внимание на то, что надзор осуществляется над метрологически значимыми действиями:
- измерения;
- расфасовка товаров;
- выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажа и применение:
a) эталонов единиц величин;
б) стандартных образцов;
в) средств измерений.

метрологический надзор
Однако, поскольку требования к фасованным товарам в Российской Федерации законодательно не определены, то надзор может быть осуществлен только над самой процедурой расфасовки, что не соответствует международной практике.
Не достаточно ясно определены и задачи надзора над ввозом на территорию Российской Федерации эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений.
Строго говоря, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», поэтому на рис. 15 представлены только те области метрологической деятельности, осуществление которых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений требует обязательной аккредитации в национальной системе аккредитации.
И последние положения Закона, которые хотелось бы затронуть, – это положения, связанные с организацией метрологических служб. В действующем Законе отсутствует понятие «государственная метрологическая служба». Но состав организаций, исполняющих обязанности такой службы, и их основные функции в Законе изложены в статье 21 и отображены на рис. 16. Наверно, можно указать на то, что здесь отсутствуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, помимо Минпромторга России и Росстандарта, хотя такие федеральные органы и упоминаются в Законе, но в общих словах, без конкретного перечня таких органов.

Схема, приведенная на рис. 16, отражает наличие одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (в настоящее время функции такого органа исполняет Минпромторг России. Однако в Законе указано на возможность существования множества таких органов. И они действительно существуют. Это может создать, и порой создает, сложности при организации взаимодействия между такими органами. В результате задача обеспечения единства измерений в стране «размывается». Возникают требования и процедуры, призванные решить задачи, стоящие в рамках отдельных областей деятельности и не гармонизированные с основополагающими документами национального законодательства.

До 2008 г., в котором был принят действующий Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», создание метрологических служб на предприятиях, осуществляющих деятельность в областях, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, считалось обязательным.
Действующий закон отменил это положение и это, видимо, правильно. Трудно себе представить существование метрологической службы, например в магазине или в поликлинике, а ведь их деятельность входит в сферу государственного регулирования.
Однако впоследствии выяснилась необходимость в определенных случаях существования метрологических служб предприятий. В результате изменений, внесенных в Федеральных закон «Об обеспечении единства измерений» Федеральным законом от 21.07.2014 №254-ФЗ, требования к созданию метрологических служб
в федеральных органах исполнительной власти и у юридических лиц приобрели вид, показанный на рис. 17.
в федеральных органах исполнительной власти и у юридических лиц приобрели вид, показанный на рис. 17.

В результате создание метрологических служб является обязательным для федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны создавать метрологические службы только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами.
Вообще вопрос о функциях, исполнение которых необходимо для решения задач обеспечения единства измерений, их распределения между подразделениями предприятия и отдельными исполнителями, а также установление полномочий и ответственности при исполнении указанных функций нуждается в отдельном изучении.
Простые решения здесь едва ли возможны. Необходимо и критическое рассмотрение зарубежного опыта.
Заканчивая статью, хотелось бы просить читателей высказать свое мнение, как по общей структуре действующего закона «Об обеспечении единства измерений, так и по отдельным вопросам, в данной статье затронутым.