Рис. 1. Узел охлаждения паропровода

Автор: А.В. Жулин, Р.А. Евсиков, Д.Е. Васильев, В.Н. Середа, Д.С. Попов (ОАО «НОРЭ).

Опубликовано в журнале Химическая техника №12/2015

Впрыскивающие пароохладители (ВПО) размещаются в необогреваемых паропроводах. Особенность режимов работы ВПО заключается в неравномерности температуры, сохраняющейся при завершении процессов теплои массообмена: температура пара выше на входе в ВПО, чем на выходе, а после впрыска питательной воды температура насыщения пара также выше, т.е. за пароохладителем пар всегда перегретый [1].

Основной задачей впрыска воды в перегретый пар является поддержание заданной (постоянной в ходе работы) температуры пара за следующей после впрыска поверхностью нагрева пароперегревателя. При относительно стабильных давлении, температуре и расходе пара на входе в ВПО режим работы последнего нестабилен даже при постоянной нагрузке котла.

Рис. 1. Узел охлаждения паропровода
Рис. 1. Узел охлаждения паропровода

В ходе проведения экспертизы промышленной безопасности трубопровода пара [2] обследовали узел охлаждения (рис. 1), эксплуатирующийся при следующих параметрах:

  • до узла охлаждения: рабочее давление – 4,75 МПа, рабочая температура – 440…470°С;
  • после узла охлаждения: рабочее давление – 4,75 МПа, рабочая температура – 373°С.

Наработка данного трубопровода на момент проведения обследования составила ~279 000 ч.

Сварные швы коллектора (диаметр 406,4×26,2 мм; сталь марки STPA12 стандарт JIS) узла охлаждения подверглись ультразвуковому контролю (УЗК), в ходе которого установлено, что два сварных шва, расположенных до зоны впрыска, имеют недопустимые дефекты (см. таблицу).

Контролируемый элемент Описание обнаруженного дефекта Оценка дефекта в баллах
Шов №1 20,0…26,2Д-120;

19,5…26,2Д-170;

20,0…26,2Д-140

1
Шов №2 20,5…26,2Д-110;

19,5…26,2Д-180

1

Наличие обнаруженных УЗК дефектов в корне шва было подтверждено при обследовании видеоэндоскопом ViZaar VUMAN X-WAY IK RF). Дефектные сварные соединения ранее подвергались ремонту в месте врезки «катушки» (в остальных сварных швах на данном участке дефектов не зафиксировано). Обнаруженные дефекты – непровар корня шва, подрез (рис. 2) – образовались вследствие несоблюдения технологии сварки в процессе ремонта

Рис. 2. Дефекты сварного шва №1 (а) и №2 (б)
Рис. 2. Дефекты сварного шва №1 (а) и №2 (б)

Измерение твердости металла наружной поверхности показало, что фактический предел прочности основного металла обследованных участков соответствует требованиям стандартов JIS.

По результатам исследований микроструктуры наружной поверхности основного и наплавленного металла и металла околошовных зон сварных соединений трубопровода нежелательных эксплуатационных изменений структуры, таких, как микротрещины, поры, структурноизбирательные коррозионные поражения, посторонние включения, расслоения металла и другие микродефекты, не выявлено.

После проведения неразрушающих методов контроля было принято решение о вырезке сварных швов с дефектами (см. рис. 1) и проведении цветной дефектоскопии подготовленных кромок торцов трубы и участков околошовных зон шириной ~200 мм). В результате контроля обнаружены сетки поперечных трещин с ярким индикаторным следом (рис. 3), являющиеся следствием термической усталости металла.

Рис. 3. Сетка поперечных трещин на внутренней поверхности трубы
Рис. 3. Сетка поперечных трещин на внутренней поверхности трубы

После проведения обследований принято следующее решение: обрезать трубопровод с двух сторон (на 200 мм) с последующей подготовкой кромок и неразрушающим контролем на наличие усталостных трещин. С получением положительных результатов контроля в трубу была вварена катушка длиной 1100 мм (см. рис. 1).

Термическая усталость металла связана с резкими краткосрочными колебаниями температуры стенки трубы при срабатывании узла охлаждения, когда в перегретый пар температурой до 470°С производится впрыск котловой воды температурой не выше 102°С. Участки внутренней поверхности трубопровода до зоны впрыска воды и сразу после нее наиболее подвержены эксплуатационному старению металла и образованию растрескивания как в основном, так и в наплавленном металле.

В связи с этим при проведении экспертизы промышленной безопасности узлов охлаждения необходимо уделять особое внимание внутренней поверхности металла.

Список литературы

  1. Впрыскивающие пароохладители на ТЭС//Информационный портал «Энергетика. ТЭС и АЭС/ http://tesiaes.ru/.
  2. СТО 1723082.27.100.005-2008. Основные элементы котлов, турбин и трубопроводов ТЭС. Контроль состояния металла. Нормы и требования.