Автор: В.А. Височкин (НО «ФРТП»)
Опубликовано в журнале Химическая техника №7/2017
Износ основных фондов трубопроводного транспорта в Российской Федерации за последние годы вырос до критического уровня. Усугубляет проблему применение бывших в употреблении стальных труб в магистральных трубопроводах. Эксперты предупреждают: бездействие может обернуться экологической катастрофой.
Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), второе место по добыче нефти (более 10 тыс. баррелей в день), а российская магистральная трубопроводная система – также одна из крупнейших в мире – насчитывает более 230 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю шесть раз. Однако перед российским трубопроводным транспортом встала проблема старения: по данным Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), более 20% магистральных трубопроводов и около 40% промысловых нефтепроводов России имеют возраст более 30 лет, тогда как расчетный срок безаварийной работы стальных нефтепроводов без антикоррозийной защиты около 15 лет. Темпы замены труб вместе с тем крайне низки и составляют около 2–3% общей протяженности в год.
Эксперты бьют тревогу: ситуация с износом основных фондов трубопроводного транспорта грозит России серьезными экологическими проблемами. По данным международной экологической организации Greenpeace, ежегодно из-за износа оборудования происходит более 25 тыс. разливов нефти, в результате которых в почву и водные объекты попадает до 1,5 млн. тонн углеводородов.
Стоит отметить, что критический износ – проблема не только трубопроводного транспорта, но и коммунальной трубопроводной инфраструктуры: по данным Росстата, на конец 2015 г. протяженность тепловых и паровых сетей в однотрубном исчислении, нуждающихся в замене, составила 100 тыс. км (29% общей протяженности), для сетей водоснабжения и водоотведения этот показатель стремится к 43%. Однако при таком колоссальном износе темпы замены продолжают падать и составляют не более 2% общей протяженности в год. Капитальный ремонт, по сути, уступил место аварийно-восстановительному. Говорить об эффективной и надежной работе трубопроводных сетей, а также о качественных и недорогих услугах ЖКХ в данном случае не приходится.
Для преодоления накопившегося физического износа основных фондов трубопроводного транспорта прежде всего необходимо увеличить скорость замены трубопроводов минимум до 5%, в идеале до 10% общей протяженности в год, а также внести изменения в природоохранное законодательство по отнесению выведенных из эксплуатации труб к опасным отходам, уверены специалисты ФРТП.
Кроме того, необходимо ограничить продление норматива эксплуатации магистральных и промысловых трубопроводов максимум двумя сроками, т.е. десятью годами, считают в ФРТП. Сегодня обязательных нормативных документов, регламентирующих срок службы магистральных трубопроводов в РФ, нет, есть только рекомендации: 20–25 лет для магистральных трубопроводов, 15 лет – для промысловых нефтепроводов без антикоррозионной защиты. Сейчас с учетом применения инновационной трубной продукции эти нормативы удалось увеличить для новых трубопроводов: для газопроводов – до 50 лет, для нефтепроводов – до 33.
«Стремление нефтегазодобывающих и транспортирующих компаний продлить срок службы трубопроводов понятно с точки зрения экономических показателей и извлечения максимально возможной прибыли – по достижению нормативного срока эксплуатации трубопровод должен быть ликвидирован, – комментирует Игорь Малышев, директор ФРТП. – Тем не менее, после обследования трубопровода контролирующими органами и в случае положительного заключения о его способности и дальше выполнять заданные функции срок его эксплуатации продлевается на 5 лет. На практике сроки продлеваются не раз, и не два, при этом в ремонт самих трубопроводов для поддержания ими рабочих функций на должном безопасном уровне компании активно не вкладываются».
Более эффективным с экономической точки зрения шагом для предприятий ТЭК было бы приобретение новой отечественной трубной продукции, отмечает Игорь Малышев, сегодня российская трубная промышленность готова удовлетворить спрос нефтегазовых компаний на любые объемы трубной продукции с самыми высокими техническими требованиями.
«За последние 16 лет российская трубная промышленность провела комплексную модернизацию: благодаря масштабным инвестициям – их объем к концу 2016 г. превысил 470 млрд руб.; ведущие трубные компании увеличили и модернизировали свои производственные мощности до 12,5 млн. тонн в год, что позволило им удовлетворить пиковый спрос на трубную продукцию, в том числе закрыть 100% потребностей компаний ТЭК в одном из основных видов материалов для ведения добычи и транспортировки сырья».
Так, в 2016 г. крупнейшие российские производители труб удовлетворили потребности «Газпрома» и Nord Stream 2 AG в продукции широкого сортамента: российские трубы большого диаметра используются в проектах «Северный поток – 2», «Ухта –Торжок-2» и «Сила Сибири».
Тем не менее, новая труба нередко проигрывает старой: применение бывших в употреблении труб не редкость при ремонтно-восстановительных работах, отмечают в ФРТП. На территории России известно более 150 предприятий, которые придают бывшим в употреблении трубам товарный вид: производят формальную очистку от загрязнений, ржавчины, старой изоляции и др.
Такая технология реализуется в короткие сроки при минимальных вложениях, но не предусматривает применения средств контроля для выявления скрытых внутренних дефектов, что существенно снижает надежность и безопасность всего трубопроводного объекта, кратно увеличивая риск возникновения на нем аварийной ситуации. В результате ремонтные работы приходится проводить снова и снова.
Но разница в цене на стадии покупки новой трубы и бывшей в употреблении существенна – более чем вдвое. Именно этот фактор позволил сформироваться в России с начала 2000-х годов теневому рынку бывших в употреблении труб, емкость которого сегодня, по оценке экспертов, превышает 1 млн тонн труб в год. Данный рынок законодательно никак не урегулирован и в перспективе будет только расти из-за накопившегося износа действующих магистральных и промысловых трубопроводах, которые являются основными и постоянными источниками трубы, бывшей в эксплуатации, для вторичного серого рынка.
«В связи со значительным износом действующих систем трубопроводного транспорта в ближайшие годы объемы выводимых из эксплуатации труб существенно увеличатся, соответственно, возрастет объем бывших в потреблении труб на сером рынке, что еще более усугубит ситуацию с их неправомерным применением для строительства различных инфраструктурных объектов, а также инженерных сетей ЖКХ», – прогнозирует Игорь Малышев.
Для урегулирования проблемы необходимо завершить внесение изменений в нормативно-техническую документацию и ужесточить государственный контроль и надзор с учетом установленных ограничений на повторное применение бывших в употреблении труб, однако реализовать эти шаги частично удалось пока только в сфере ЖКХ и некоторых областях строительства: в 2016 г. по инициативе ФРТП в строительные своды правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию объектов с использованием труб (водоснабжение, канализация, газоснабжение, строительство промысловых и прочих трубопроводов, возведение стальных конструкций и гидротехнических сооружений) внесены поправки, предусматривающие ограничение применения бывших в употреблении стальных труб.
«По экспертным оценкам, ежегодно в России для строительства различных объектов и ремонта в ЖКХ неправомерно используется вместо новых труб более 500 тыс. тонн бывших в употреблении труб. К сегодняшнему дню введены ограничения, которые регулируют около 60–70% рынка б/у труб и предусматривают запрет их использования», – отметил Игорь Малышев.
ФРТП продолжает разрабатывать предложения по внесению изменений в нормативно-правовые и нормативно-технические документы, взаимодействовать с надзорными органами в сфере строительства и охраны окружающей среды по вопросам разработки эффективных правовых и административных механизмов контроля за нарушениями, связанными с применением бывших в употреблении труб, проводить мониторинг строительства инфраструктурных объектов и сетей ТЭК на предмет незаконного использования стальных бывших в эксплуатации труб.
В частности, ФРТП выступает с инициативой запретить применение бывших в употреблении труб в сетях теплоснабжения, где последствия их использования
несут прямую угрозу жизни и здоровья граждан: в СМИ нередко появляются сообщения о людях, провалившихся в ямы с кипятком после прорывов на теплотрассах.
несут прямую угрозу жизни и здоровья граждан: в СМИ нередко появляются сообщения о людях, провалившихся в ямы с кипятком после прорывов на теплотрассах.
Также необходимо разработать нормативные документы, регламентирующие такой важный этап жизненного цикла магистральных и промысловых трубопроводов, как капитальный ремонт, уверены эксперты. В настоящее время эта деятельность так же, как и сроки замены, не урегулированы.
ФРТП направил соответствующие предложения в профильные федеральные органы власти и рассчитывает на поддержку в данном вопросе со стороны Правительства Российской Федерации.