Автор: А.В. Семаков, В.Е. Евдокимов, А.Н. Любимов (ООО НПФ «ЭНТЕХМАШ»)
Опубликовано в журнале Химическая техника №4/2017
В 2013 г. в цехе производства аммиака ПАО «Дорогобуж» возникла необходимость увеличить холодопроизводительность существующей холодильной машины (ХМ) открытого контура на 20% для согласования ее работы с изменившимися требованиями последующей технологии, в которой дополнительный жидкий аммиак должен испаряться. В соответствии с этим появилась необходимость проведения модернизации центробежного компрессора (ЦК), входящего в состав упомянутой машины. Были поставлены следующие цели:
1. Увеличение производительности компрессора на 20% относительно проектной;
2. Обеспечение максимально возможной экономичности работы (минимальной удельной мощности);
3. Сохранение существующего привода и существующих корпусов компрессора;
4. Использование модернизированной ранее системы сухих газодинамических уплотнений;
5. Обеспечение надежной работы.
Штатный компрессор
Турбокомпрессорный агрегат поз. 105J/JT предназначен для сжатия аммиака в составе трехступенчатой холодильной машины в технологии крупнотоннажного производства аммиака по технологии фирмы TEC (Toyo Engineering Co.) Агрегат, показанный на рис. 1, состоит из двухкорпусного трехсекционного 14-ступенчатого холодильного ЦК, приводной паровой турбины номинальной мощностью 11,37 МВт, частотой вращения n = 5500…6700 об/мин. В состав ЦНД компрессора входят две секции, расположенные по аэродинамической схеме «спина к спине», по 4 ступени в каждой. В ЦВД одна секция с 6-ю ступенями. Между 2-й и 3-й секциями установлен промежуточный охладитель воздушного типа (АВО).
Секции компрессора поз. 105J обеспечивают работу холодильной машины с открытым циклом, поддерживая три температурных уровня: –32°С, –13°С и +6°С. На рис. 2 показана принципиальная схема турбокомпрессорного агрегата.
Штатный компрессор имеет ряд недостатков, которые подлежат устранению при модернизации компрессора:
- сниженный политропный КПД ЦВД (70–72%) вследст-вие работы компрессора при пониженном конечном давлении 1,7…1,8 МПа вместо 2,45 МПа абс. (по проекту);
- рассогласование режимов работы 1-й секции с газодинамическими характеристиками (ГДХ) 2-й и 3-й секций;
- повышенная температура на нагнетании компрессора 160°С не способствует эффективному охлаждению аммиака в конденсаторе ХМ при повышенных расходах.
Непосредственно перед модернизацией было проведено моделирование его работы в соответствии с [1], [2] и построены ГДХ трех секций по инженерной методике [3–5]. Было получено хорошее качественное и количественное соответствие полученных расчетных ГДХ секций паспортным ГДХ компрессора [6].
Модернизированный компрессор
Модернизация проводилась в 2 этапа: на первом этапе проведена модернизация ЦНД, а на втором – ЦВД. Корпусы ЦНД и ЦВД, а также сухие газодинамические уплотнения (СГУ) остаются штатными. Замене подлежат все элементы проточной части ЦНД и ЦВД: роторы, диафрагмы. Вместо безлопаточных диффузоров (БЛД) используются лопаточные диффузоры (ЛД). При проектировании использованы данные экспериментального банка отработанных ступеней центробежного компрессора, имеющегося в распоряжении НПФ «ЭНТЕХМАШ». Расчет термодинамических свойств аммиака выполнен по программе применительно к ПЭВМ с использованием уравнения состояния реального газа Редлиха–Квонга в модификации Соаве [7].
Модернизированные секции ЦНД компрессора выполнены с тем же числом ступеней, как и у штатного, тогда как в ЦВД число ступеней уменьшено на одну по сравнению со штатным – 5 ступеней вместо 6. В новой проточной части использованы рабочие колеса (РК) радиального типа с загнутыми назад лопатками. Углы выхода лопаток РК составляют в 1-й и 2-й секциях b2Л = 35°, во 2-й секции b2Л = 35°, в 3-й – 22,5° вместо b2Л = 45°, 35° и 35° в штатной конструкции соответственно. Модернизированные роторы и диафрагмы компрессора показаны на рис. 3, 4.
При расчете новой проточной части выбрано давление конденсации 1,8 МПа (абс), которое обеспечивает температуру конденсации аммиака tконд»45°С, что в летнее время при температуре окружающего воздуха 30°С обеспечивает приемлемый температурный напор конденсатора ~15°С. При этом учитывалось, что после модернизации конечная температура аммиака снизится со 160 до 145°С, что уменьшит нагрузку на конденсатор.
В 2014 г. по первому этапу модернизации был введен в эксплуатацию ЦНД, в 2016 г. были проведены окончательные промышленные эксплуатационные испытания целого модернизированного компрессора. Сравнение параметров штатного компрессора
с модернизированным на номинальном режиме работы приведено в таблице.
с модернизированным на номинальном режиме работы приведено в таблице.
Сравнение параметров компрессора до и после модернизации
Параметры | Ед.изм. | Проектный режим 1360 т/сутки | Модернизированный компрессор 1750 т/сутки | ||||
1-я секция | 2-я секция | 3-я секция | 1-я секция | 2-я секция | 3-я секция | ||
Производительность Qg (0°С, 1 физ. атм.)
|
нм3 /ч | 9591 | 89556 | 108949 | 11500 | 108800 | 120000 |
Начальное давление | МПа | 0,097 | 0,262 | 0,684 | 0,097 | 0,262 | 0,647 |
Конечное давление | 0,262 | 0,724 | 2,447 | 0,262 | 0,686 | 1,765 | |
Частота вращения | об/мин | 6450 | 6150 | ||||
Потребляемая мощность | МВт | 10,33 (11,37 max) | ~10,1 |
Политропный КПД 1-й секции с «узкими» РК повысился несущественно, а КПД 2-й и 3-й секций после модернизации увеличился с 71…72 до 82,5…83. Это свидетельствует о высоком уровне совершенства новой проточной части. Опытные данные, полученные в ходе газодинамических испытаний, хорошо согласуются с расчетными ГДХ секций. Удельное энергопотребление модернизированного агрегата снижено на ~14%, экономия мощности на сопоставимых режимах составила 1,4 МВт.
В результате модернизации достигнута повышенная производительность при сохранении штатной турбины. Помимо этого, практически доказана возможность компрессора обеспечить режимы работы при производительностях выше номинальных на 10%, что требуется для дальнейшего развития технологии.
Список литературы
1. Рис В.Ф. Центробежные компрессорные машины. Л.: Машиностроение. 1981. С. 351.
2. Ден Г.Н. Проектирование проточной части центробежных компрессоров. Машиностроение. 1980. С. 232.
3. Любимов А.Н., Евдокимов В.Е. О расчете газодинамических характеристик ступени центробежного компрессора//Компрессорная техника и пневматика. 2012. №7. С. 28–33.
4. Любимов А.Н., Евдокимов В.Е. Обобщенная газодинамическая характеристика политропного КПД геометрически неподобных ступеней стационарного центробежного компрессора//Компрессорная техника и пневматика. 2016. №5. С. 13–17.
5. Любимов А.Н. Совершенствование методов расчета газодинамических характеристик проточной части стационарных центробежных компрессоров. Дис… канд. техн. наук – СПб., 2016.
6. Hitachi Ltd. Паспорт. Центробежный компрессор 105J. 1/4. Производство аммиака 1360 т/сутки.
7. Рид Р., Праусниц Дж., Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей. Л.: Химия, 1982. C. 592.