Рис. 2. Опорный узел противовесов крана БК-1000

Авторы: Д.Е. Васильев, В.Д. Чугаев, С.Л. Масякин, Р.А. Евсиков, И.Е. Малышев (ПАО «НОРЭ»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №1/2016

Проблемы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, несмотря на непрерывные исследования в этой области, в настоящее время не теряют своей актуальности. Одним из самых высоких показателей аварийности характеризуется башенный кран, при этом наибольшую опасность представляют собой аварии, связанные с потерей его устойчивости.

Самой распространенной причиной падений этих грузоподъемных машин является нарушение требований правил безопасной эксплуатации подъемных сооружений, проектов производства работ и технологических карт, техники безопасности и целого ряда пунктов должностных инструкций, среди которых можно выделить следующие:

  • неудовлетворительная организация производства работ и осуществления производственного контроля;
  • допуск к работе при метеоусловиях (например, скорость ветра), превышающих допустимые пределы;
  • нарушение технологии монтажа башенного крана и недостаточная квалификация персонала (к производству работ по монтажу допускаются работники, не прошедшие соответствующего обучения).

Однако не менее существенной причиной аварийности является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс. Таким образом, проведение экспертно-диагностических обследований башенных кранов, направленное на выявление дефектов, а также возможностей их устранений и предотвращение аварийных ситуаций приобретает особую значимость и актуальность. ПАО «НОРЭ» является одной из организаций, специализирующихся на проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Так, специалистами ПАО «НОРЭ» было проведено техническое диагностирование башенного крана БК 1000 (рис. 1), изготовленного в 1973 г. Зуевским энергомеханическим заводом (г.Зугрэс, Донецкая обл.).

Рис. 1. Башенный кран БК-1000
Рис. 1. Башенный кран БК-1000

В процессе технического диагностирования был обнаружен дефект: на опорных узлах противовесов (рис. 2) были деформированы горизонтальные металлические листы (рис. 3).

Рис. 2. Опорный узел противовесов крана БК-1000
Рис. 2. Опорный узел противовесов
крана БК-1000

Выявленный дефект представляет существенную угрозу, так как в случае разрушения опорного узла возможны падение противовесов и, как следствие, потеря устойчивости крана.

Рис. 3. Деформация горизонтального листа опорного узла противовесов
Рис. 3. Деформация горизонтального листа опорного узла противовесов

Проанализировав результаты диагностики, специалисты пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной деформации горизонтальных металлических листов, удерживающих противовес, является попадание атмосферных осадков между листом и противовесом и замерзание их при отрицательных ночных температурах в межсезонье.

Для предотвращения дальнейшего разрушения элементов узла были даны следующие рекомендации: для удаления влаги, скапливающейся на горизонтальных листах опорных узлов противовесов, сделать в листе дренажные отверстия, а специалистам, ответственным за работоспособное состояние подъемных сооружений, рекомендовано контролировать чистоту этих отверстий.

Для усиления узлов, удерживающих противовесы, было предписано обратиться в специализированную организацию для разработки специального проекта и проведения ремонта.

В заключение следует отметить, что соблюдение эксплуатирующими организациями требований промышленной безопасности, а также своевременное проведение профилактических мероприятий, направленных на преодоление старения основных фондов: осуществление экспертно-диагностических обследований, дооснащение необходимыми приборами и устройствами безопасности, проведение капитально-восстановительных ремонтов, – способно предотвратить аварийные ситуации, влекущие за собой гибель и травмы людей, а также существенные финансовые потери.